На главную страницу

Левые и правые

Другие разделы:









ПАВЕЛ ГОЛЬДШТЕЙН
ЮЛИЙ МАРГОЛИН И ГОЛДА ЕЛИН
Еврейская тема
Я и мы
Переводы и комментарии
Статьи разных лет
Исследования
Интервью
Гости сайта

Последняя статья:

Радикальная левая, антисемитизм и тоталитаризм (17.09.2002) »

....................................................................................................................

Анатомия коллаборационизма.

Интервью с кинокритиком и журналистом Амноном Лордом, Окна,23.07.98.

(Отрывок)

В одной из своих статей , той , что посвящена реакции левых на статью Ари Шавита "Ненависть к Нетаниягу", вы говорите не только о безумии, охватившем левый лагерь, но и о его духовной деградации.

Я говорю также об интеллектуальной деградации его идейных лидеров, тех, что присвоили себе монополию на просвещенность, интеллектуализм, прагматизм, рационализм.Я говорю также о том, что эта интеллектуальная деградация представляет серьезную опасность отнюдь не для одних левых, но и для всего израильского общества. Ибо это духовное и интеллектуальное вырождение характерно, надо полагать, не только для узкого круга "мыслителей" и "деятелей культуры", но и для гораздо более широкого слоя, охватывающего все звенья израильского истэблишмента, чье влияние на общество в целом несомненно.

....................................................................................................................

Вы полагаете, что несмотря на декларируемый либерализм наследников старого МАПАМа, которые и в нынешней ситуации хотят определять и во многом определяют нашу судьбу, они "душевно" остаются такими же большевиками, какими были их биологические и идейные отцы?

Детство и отрочество этих либералов прошло в коммунистически ориентированных киббуцах, где над их колыбелями висели портреты Сталина. Именно этим сформированы их личности. Самой большой травмой в этой среде был 20-й съезд и знаменитый доклад Хрущева на нем. Огромное число людей потеряли душевное равновесие, эти события лишили их жизнь смысла. Потому что вера в обожествленного ими Сталина была смыслом их жизни и ядром структуры их личностей. В известном документальном фильме Давида Бен-Шитрита о Сами Михаэли, и сегодня причисляемом к нашей литературно-художественной и духовно- интеллектуальной элите, рассказывается о том, что в 1956-м году, когда прозвучал доклад Никиты Хрущева, этот человек впал в тяжелейшую депрессию и двое суток просто не вылезал из постели...Это было не там, а здесь, в Эрец-Исраль. И это не была только платоническая любовь к "Солнцу народов", как они называли Сталина. Известно ли Вам и Вашим читателям, что они готовили базу на случай прихода Советов в Палестину? Известно ли вам что-нибудь не только о религиозно-поселенческом, но и о левом подполье? Да, было в нашей истории и такое.И оно возникло именно в этой, описываемой мною среде. Они собирали и прятали оружие. Ими всерьез занимался ШАБАК. Но об этом писали и говорили гораздо меньше, чем о "еврейском подполье". Об этом и сейчас не говорят и не пишут. Да и кто будет об этом говорить и писать? Дети тех самых подпольщиков, их единомышденников и друзей, обосновавшиеся сегодня в политике, СМИ.. .? Немало интересных вещей об этом Вы можете узнать, прочитав замечательную книгу-исследование Шмуэля Дотана "Адумим" ("Красные"). И они заранее заявляли, что в войне против русских они участвовать не будут.

....................................................................................................................

Совсем как сейчас, когда говорят, что не пойдут на войну с палестинцами и арабскими государствами когда таковая разгорится из-за политики Нетаниягу? Лицо Амнона Лорда темнеет. Он замолкает и смотрит вдаль. Мне уже начинает казаться,что он не слышал моего вопроса.Но он слышал.

Да, - медленно говорит он. - Совсем как сейчас....

....................................................................................................................

.... СТАТЬИ....

Две демонстрации  »

"MigNews" 24.05.2000

Массовая демонстрация национального лагеря прошла успешно. Не в том, разумеется, смысле, что протест сотен тысяч граждан оказал влияние на народных избранников, за несколько минут до начала демонстрации уже проголосовавших в кнессете за передачу иерусалимского пригорода Абу-Дис под полный и безраздельный контроль ПА. Нет, успех был совершенно иным. Демонстрация прошла настолько образцово, что даже СМИ и несколько левых политиков похвалили правых, которые на этот раз не кричали "Барак -предатель!", не размахивали портретом главы правительства в форме офицера СС и, таким образом, не удобряли почву для очередного политического убийства. Они просто стояли на площади Сиона и прилегающих к ней улицах, все эти десятки и десятки тысяч, большая часть которых пробивалась к предаваемому Иерусалиму под градом камней и в автобусах с пуленепробиваемыми стеклами. Они просто стояли там в тот день, когда солдаты создаваемого внутри Израиля вражеского государства стреляли в солдат и офицеров ЦАХАЛа. Они стояли там, уже зная, что именно в день очередной войны, развязанной по приказу Арафата против израильской армии, кнессет принял решение о передаче Абу-Диса "партнерам по мирному процессу". Они стояли там и слушали речи политиков. В том числе тех, кто вразрез со своими прежними заявлениями остался в правительстве, но не постеснялся прийти на площадь Сиона и выступить перед демонстрантами. "Я открою вам секрет, - сказал в своей речи один такой министр. - Я открою вам секрет. Меня уговаривали не ходить на демонстрацию, предупреждая, что здесь возможны всякие экстремистские выходки и речи... Но я пришел! И когда я вижу, как вы ведете себя, я горжусь этим!"

Собравшиеся на площади люди, научившиеся наконец вести себя образцово, не освистали героя-шахматиста, умеющего играть одновременно на многих досках. Демонстранты не свистели -они доброжелательно скандировали: "Так подай же в отставку! Подай!!" А герой уселся в президиуме как равный среди равных, а может - даже более чем равный (министр-оппозиционер, как-никак). Почему бы и нет, собственно? Политический цинизм, именуемый у нас прагматизмом, уже давно стал нормой поведения израильских политиков. И наш герой еще не самый прагматичный из всех...

....................................................................................................................

Слава Богу, пронесло. В порошок не растерли и даже похвалили - за сдержанность и умеренный тон. А может, еще и за то, что хотя бы на этот раз лидеры национального лагеря не стали напоминать об агенте-провокаторе ШАБАКа Авишае Равиве, о судебном процессе по возбужденному против него уголовному делу, ведущемся в эти дни; о "сверхсекретном" документе, проливающем свет на роль прокуратуры во всей этой истории с "правым подстрекательством", а также о зафиксированном во второй части отчета комиссии Шамгара ответе на вопрос, кто действительно поднял на предыдущей, 1995 года, демонстрации на площади Сиона фотомонтаж с портретом Рабина в эсэсовской форме... Пока, слава Богу, пронесло. Но надолго ли? И не стоит ли задуматься над тем, почему и за что хвалят демонстрантов "умеренные" политики и левые СМИ?

....................................................................................................................

...Я не сомневаюсь ни в малейшей степени, что если бы на демонстрации был замечен хоть один лозунг, который можно было бы интерпретировать как "подстрекательский", в студиях радио и телевидения уже велись бы "допросы" правых лидеров и кампания поношения национального лагеря была бы в полном разгаре.

Впрочем, это может произойти в любой момент. Это и будет происходить каждый раз, когда кто-либо из правых скажет что-либо, выпадающее из назначенного отечественными манипуляторами "консенсуса". Не так давно мы были свидетелями пробной атаки на "правых подстрекателей", поводом к которой стали высказывания Эльякима Хаэцни, Надии Матар и Моше Фейглина. Кому-то может показаться, что "умные" шаги правых политиков, поспешивших отмежеваться от этих высказываний, оправдали себя, в том числе - в снисходительном отношении левых к нынешней демонстрации. Но я полагаю, что позиция лидеров национального лагеря сомнительна не только с нравственной точки зрения, -это и грубейшая политическая ошибка.

....................................................................................................................

Объявляя "экстремистами" тех выходцев из своей среды, кто не готов принять ложные правила, выдаваемые левыми за нормы демократии, и яростно отмежевываясь от этих "экстремистов", правые политики совершают трагическую ошибку.

Левые уже сегодня являются пленниками собственных политических манипуляций. Их зависимость от благосклонности арабского населения Израиля - абсолютна. Они не могут освободиться от этой зависимости, даже если бы захотели. А правые сооружают аналогичную ловушку своей тотальной зависимости от левых отчаянными потугами казаться умеренными, стремлением отмежеваться от "инакомыслящих" в собственной среде, своим "приличным" имиджем на фоне всевластия лжи и циничной игры в демократию, прикрывающей торговлю собственной страной.

Израильские правые в исторической перспективе.  »

Беседа с редактором журнала Натив и руководителем Центра стратегических исследований "Ариэль" д-ром АРЬЕ СТАВОМ, 2001.

Я хочу быть правильно понятым. Разумеется, основную ответственность за отступление Израиля со всех сионистских позиций и его скатывание к национальной катастрофе, называемое "мирным процессом", несут левые . Но и роль правых, таких как Бегин, Шарон, Нетаниягу, не может быть проигнорирована. Более того, без их соучастия левые никогда не могли бы достичь того, чего они достигли.Достигли в том числе руками правых, за которых мы, общество, голосуем на выборах отнюдь не для этого.Мы не голосуем за них для того, чтобы они действовали, пусть и не осознавая того, в направлении уничтожения государства Израиль.

Вообще говоря, и левые не действуют в этом направлении осознанно. Они наверняка убеждены, что их деятельность укрепляет Израиль.
Субъективные намерения тех и других , в конце концов, не так уж важны. Важен объективный результат. И я позволю себе сказать, что ни один левый лидер не посмел бы, независимо от своих добрых или злых намерений, сделать то, что сделали в Кемп-Дэвиде и после него Бегин и Шарон.

В этом и заключается подлинный смысл крылатой фразы "Рак ха-Ликуд яхоль (Только Ликуд может)" ?
Разумеется. Ликуд к тому же явно гордится этой своей исключительной способностью, по глупости своей не понимая, что левые полагаются на нее и используют ее в своих целях. То есть не только в идеологических, но и в чисто политических целях - целях межпартийной борьбы, целях борьбы за свою власть. Подлинный смысл этого лозунга состоит в том, что Ликуд создает легитимацию идеологии и политики левых, превращает ее в общенациональный консенсус, и тем не только ослабляет собственные позиции, но, в конечном счете, лишает самое свое существование в качестве альтернативной политической силы какого-либо реального содержания.

....................................................................................................................

То есть "шалом" - это наркотик для тех, кто неспособен быть реалистом, кто не в состоянии принять чрезвычайно тяжелую действительность Израиля такою, какова она есть, жить с нею ?
Да. И это очень сильный наркотик, начав принимать который ты втягиваешься все больше и больше, и уже не можешь остановиться, прекратить.
Здесь заключено настоящее нравственное преступление идеологической левой, этого узкого элитарного слоя, о котором я говорил раньше. Они отравили народ этим страшным наркотиком, этим эрзацем надежды. Они начали с малых доз и, приучив народ к малым дозам, постепенно увеличивали их все больше и больше, постепенно наркотизировав почти все общество.
Из этого следует, что категории "правое" - "левое" этой ситуации в принципе нерелевантны.
Да, в нашей ситуации "левизна" - это не идеология, и не политика, а состояние души - или, если хотите, характеристика степени наркотического отравления.
И в этом смысле большинство сегодняшних правых, те, что приняли "шалом", в действительности тоже левые. Я утверждаю, что в этом смысле и Шарон сегодня левый. Причем вовсе не потому, что его корни в МАПАе.

Я все-таки думаю, что левизна правых - несколько иного рода. Да, они приняли у левых этот их наркотик, этот "шалом". Но в отличие от собственно левых, они вряд ли всерьез верят в него. То, что заставляет их играть в эту игру - это с одной стороны трусость и рабство, а с другой - очень сомнительного свойства экономические интересы. Так или иначе, позиция правых в нравственном смысле не менее порочна, чем позиция левых, хотя в каких-то моментах эта порочность проявляется у тех и других по-разному.
В конечном счете, эти два вектора сходятся в своем результате. Как сошлись Перес и Шарон в правительстве национального единста. И нравственная порочность, о которой Вы говорите, приобретает на фоне этой встречи уже непосредственные практические очертания. Когда суверенное государство, руководимое правительством национального единства, - то есть правительством, политически символизирующем единство нации, - не реагирует на массовое убийство 21 своих юных граждан, как это случилось после теракта в Дельфинарии, это уже государственное преступление, я не могу определить это иначе.

Гуманисты  »

Статья опубликована в газете "Вести-2" 10.5.2001

Согласно Лорду,Шалев уже тогда дал исчерпывающее объяснение одной из известных склонностей так называемых "прогрессивных" кругов Израиля, которые сегодня, как и в 50-е годы, видят в ней свое несомненное моральное превосходство: отсутствию ненависти к врагу, выражаемому иногда в знаменитом клише "стреляем и плачем".

"В противоположность тому, что принято думать, отсутствие у воюющих израильских сабр ненависти к врагу - это не продукт их декларируемого гуманизма, а продукт их тщательно скрываемой в том числе от самих себя примитивности,- писал Шалев.- В нормальных случаях оно укоренено в инфантильном садизме и мазохизме низших, не-оформленных слоев человеческого подсознания. Израильская молодежь страдает этим комплексом не потому, что она гуманна, а потому что она еще не достаточно человечна чтобы испытывать чувство ненависти к врагу, характерное для всякого нормального взрослого человека, взращенного здоровой и действительно гуманной культурой."

И если в связи с изложенным напрашивается естественный в вопрос, - как быть тогда с нескрываемой ненавистью нынешних наследников израильских сабр к определенным группам еврейского населения, и особенно к поселенцам, - то и на него дает Амнон Лорд неотвратимый, с его точки зрения, ответ: еврейская самоненависть.

Лорд ссылается на Баруха Корцвейля, давшего в свое время фундаментальное решение кругу подобных проблем в их широком историческом контексте в его теории бегства евреев от своего национального прошлого и от своего еврейства вообще.

Здесь - и корень сегодняшних наших проблем. И те из нас, кто до сих пор не читали ни Баруха Корцвейля, ни Мордехая Шалева, ни Амнона Лорда, давно поняли, что как ненависть израильских псевдо-гуманных инфантилов к еврейским поселенцам, великий грех которых состоит в преданности Эрец Исраэль, так и их страстное, неудержимое и сметающее все на своем пути желание избавиться от самой Эрец Исраэль, а заодно от всех еврейских святынь, включая Иерусалим и Храмовую Гору, Хеврон и пещеру Махпела, могилу патриарха Йосефа и могилу праматери Рахели, есть продукт бегства. Бегства от еврейства, от которого не дано убежать никому. Даже им, обладателям столь еврейских имен: двум Йоси и одной Шуламит - Сариду, Бейлину и Алони.

Власть над сознанием  »

Статья опубликована в "Вести-2" 24.05.2001

Интифада Эль-Акса нанесла тяжелый удар религии "мира" потому, что она показала: откупиться от арабских требований продажей поселений и жертвопроиношением поселенцев не удастся. Палестинцы не удовольствуются одними лишь "территориями". Они хотят всего. Все-го.

Но религии, как известно, так просто не умирают . Они и в самом деле могут переживать кризисы. Однако верующий человек , если он не потерял потребность в вере,способен удовольствоваться даже малым для того, чтобы вновь восстановить ее.Тем более что есть охотники эту веру поддержать и даже разжечь.Разжечь в самих себе.И особенно - в других.

....................................................................................................................

Религии бывают разные. Есть провозглашающие любовь. Есть опирающиеся на ненависть.Есть относящиеся к реальности такою какова он есть, призывающие любить тех, кто достоин любви, и ненавидеть тех, кто ненависти заслуживает. Такова религия иудаизма.Религия же "мира" больше похожа на ту, которая декларирует всеобщую любовь, будучи готовой убивать ради нее и даже сжигать на кострах. Религию ненависти восстановить после кризиса и болезни совсем не тяжело. Все, что для этого надо - это предоставить объект для ненависти. Остальное придет само собой.

И здесь мы подходим ко второму, этическому моменту кризиса религии"мира".Чтобы не запутаться в этом вопросе, вспомним, что религия любви, каковою является израильская религия "мира", вся целиком стоит на ненависти. Ненависти к этим странным существам, называемым ею муравьиным словом "митнахлим", что на русский переводится в этом муравьином смысле не вполне адекватным (то есть муравьиных ассоциаций не вызывающим) словом "поселенцы".

....................................................................................................................

Мне думается, это совсем не случайно - что атака началась и достигла своей вершины в разгаре чудовищных убийств, потрясших страну - убийства Асафа Гершковича и потом убийства-линча несчастных подростков из Текоа. Врага надо прикончить в зародыше. Человечное и доброе отношение к евреям, поселившимся не там, где разрешает Сарид, надо погасить точным и хорошо нацеленным ударом в самом пике его проявления. В морально здоровом обществе антипоселенческая кампания левых радикалов, развернутая именно в эти дни, вызвала бы отвращение к тем ,кто ее осуществляет, и сопровождалась бы мощным моральным протестом против этой бесчеловечной деятельности. У нас же ничего такого не произошло и не могло произойти. И это еще одно свидетельство того, что мы очень больное общество. Настолько больное, что я даже не знаю, можно ли еще его излечить.

Левые и правые, июнь 2001  »

(Заметки из дневника)

Приятельница, у которой я взяла газету с этой статьей, сказала мне, что ей понятно, почему я, правая, за это так хватаюсь. Вы, правые, всегда используете нашу самокритику, - сказала она. Особенно успешно вы научились делать это в последнее время. Поэтому, - призналась приятельница, - я очень отрицательно отношусь к этой самокритике вообще, и к статье Ари Шавита в особенности. Нельзя давать политическим противникам оружие, чтоб они стреляли из него в тебя.Я уверена, что вы, правые, такого против самих себя не делаете.

На этот раз я не стала спорить с моей левой приятельницей. Какие претензии я, собственно, могу предъявить к ней, если даже мои правые единомышленники не поднимают голоса против того, что действующее от их имени правительство позволяет палестинцам совершать геноцид живущих на своей земле евреев?

Наверное, и это молчание связано с нежеланием "дать политическим противникам оружие". И тогда моя левая приятельница и мои правые единомышленники - суть две стороны одного и того же, весьма гнусного в нравственном смысле явления. Но в этом-то, как мне кажется, и состоит вся проблема. И левые, и правые лгут другим, друг другу и порою даже самим себе потому, что борьба с политическим противником оказывается в их глазах самодовлеющей и оправдывающей любые средства , в конечном итоге заслоняющей собою даже вопрос о самом сохранении нашего маленького государства.

....................................................................................................................

Русский акцент израильской демократии  »

в четырех частях, (май 2002)

Разумеется, есть группа, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не подвергнет критике действия палестинцев. С той же пламенной готовностью , с какой принадлежащие к ней господа готовы повторять любые антиизраильские наветы палестинской пропаганды - они решительно не замечают взрывы и убийства, противоречащие этой пропаганде. В МОИХ ГЛАЗАХ ЭТО НЕ ИЗРАИЛЬСКАЯ НРАВСТВЕННАЯ ЛЕВАЯ, А НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАЛЕСТИНСКАЯ ПРАВАЯ. (Аса Кашер. Выделено мною - Р.Э.).

....................................................................................................................

Большинство демонстраций КОАЛИЦИИ ШАЛОМА, на которых всегда присутствуют господин Бронфман и его товарищи по ПАРТИИ , проходят на исходе шабата - время, в которое теракты совершались с почти той же систематичностью до недавнего времени - а именно до операции "Защитная стена", о которой еще одна демократка из той же коалиции ,Яффа Яркони, сказала что-то вроде того,что она напомнила ей действия германских нацистов в концлагерях.

....................................................................................................................

Ныне, во время кровавого погрома в поселении Адура, дочь старика Ицхака Бен-Хеврона Шири спаслась благодаря тому, что спряталась с двумя своими мальчиками под кроватью.Свою дочку, очаровательную пятилетнюю Даниэль, она спрятать от палестинских нацистов не успела.

В ночной сводке новостей в 24:00 я слушала по радио подробности о совершенном в Адуре погроме. Потом сообщили о традиционной демонстрации Сил Мира. Не только сообщили -прокрутили запись выступления Романа Бронфмана. ЛО ЛЕ ТЕРРОР!!!! КЕН ЛЕ ШАЛОМ!!! - громко скандировал Русский Демократ хорошо поставленным и правильно вибрирующем для возбуждения просвещенной толпы миролюбцев голосом. В вибрациях явно чувствовалась красота речи Ораторов Площадей.С ЭТИМ ТРЕБОВАНИЕМ ДОЙДЕМ ДО СЕРДЕЦ МИЛЛИОНОВ,- добавил также чеканно и громко к троекратно повторенному призыву, - И ТАК ПОВЕДЕМ ЗА СОБОЙ АМ-ИСРАЭЛЬ.

....................................................................................................................

Предлагаются разные ответы, иногда психологические и психиатрические. По отношению к части из левых радикалов эти ответы, может быть, и оправданы. По отношению к части - но не по отношению ко всем. Например, в отношении Бронфмана я на 100% уверена, что с психологией и психиатрией у него все в полном порядке.В гораздо большем даже порядке, чем у нас, каждый день сходящих с ума из-за боли за своих сограждан, переживаний за своих ездящих в автобусах друзей и родных, и вообще за свою страну и даже за весь обезумевший мир.

....................................................................................................................

Я думаю, это и есть стратегия, своими догадками о которой я, еще говоря о тактике, обещала поделиться где-то в начале своего сериала. Тот факт, что Бронфман за деньги ЕС осуществляет в Израиле антисемитскую политику этого СВЕРХГОСУДАРСТВА, то есть является платным агентом его влияния, уже не является, как мне кажется, для многих нуждающимся в особых доказательствах. Сопоставительный анализ нескольких фактов и высказываний который мы попытались осуществить здесь, помогает понять, каковы именно стратегические цели Евросоюза в отношении нашего государства.

....................................................................................................................

Сейчас, после взрыва прежнего проекта интифадой Эль-Акса, закручивается и уже начинает набирать силу следующий, еще более приближающий к стратегической цели проект. Вся эта канитель , являющаяся абсолютной антитезой демократическому ведению государства, называется в Израиле именно демократией.Не случайно поэтому, что именно на "демократию" получает европейские юро отнюдь не один только Бронфмановский "демократический" институт. Против этого тоталитарного по своей сути процесса уничтожения Израиля невозможно устоять, не вооружившись действительной демократией, которую нам еще предстоит создать. Мы просто обязаны создать ее и вооружиться ею, если хотим, чтобы наше государство, которое только тогда сможет стать еврейским, продолжило существовать.

Тем, кто пойдут на встречу с министром туризма равом Бени Элоном  »

(26.12.01)