Авторский сайт Раисы Эпштейн

К главной странице>>

Раиса Эпштейн

ПРОЦЕСС

1997-2001

Исправленный и дополненный вариант статьи, опубликованной 27.02.1997 г. в приложении газеты Вести (Окна) под названием «О, этот дивный новый мир!»      

Каждый здравомыслящий человек, не обремененный антисемитскими предрассудками и замутняющими зрение, слух и разум политическими пристрастиями, должен быть не мало удивлен, и даже просто поражен тем, что происходит с Израилем. Да, именно с Израилем, а не в Израиле. Ибо только через призму анализа общего состояния этой страны, этого государства, воздвигнутого на страданиях и жертвах многих и многих евреев, отдавших ему свои силы, надежды и жизни, только через осмысление того, что происходит с ним,  можно хотя бы  попытаться понять, что действительно происходит в нем .

Я почти уверена в том, что в глазах всякого  здравомыслящего человека, не обремененного  антисемитскими предрассудками и замутняющими зрение,слух и разум политическими пристрастиями, Израиль выглядит сошедшим с ума. Она и впрямь сошла с ума, моя страна. Страна моей боли и моей любви, страна моих бессонных ночей, моей незатихающей тревоги за братьев ,сестер, детей - своих и чужих, знакомых и незнакомых. Страна Иерусалима и Храма, залитая ложью, сгустками  взаимной ненависти и мороком самопредательства. Страна удушающего отчаяния. Страна самообмана и бегства от ужасающей, непереносимой действительности. Страна просветляющей веры и дающих силу жить молитв. Страна мучительной любви к своему народу, даже оглупленному или оглупившему себя . . .

   Она сошла с ума, моя страна, избиваемая, обстреливаемая, взрываемая, оболганная всем «просвещенным миром».Она сошла с ума, страна моя, находящаяся перед угрозой полного уничтожения, уже знающая это, и все же отказывающая защитить себя, все более теряющая способность себя защитить.Со всем своим великолепным оружием. Со всей своей блестящей армией. Со всеми своими танками, самолетами, ракетами. Со всеми своими и в самом деле бесстрашными солдатами и командирами, со всеми своими и в самом деле талантливыми и преданными генералами.

   Как будто не видимая глазу страшная сила связала им руки, не давая возможности применить свое оружие и свой военный талант. Как будто какой-то страшный колдун произнес чудовищное, жуткое заклинание, парализовавшее страну, еще не так давно полную жизни, веры в себя, энергии и творящей силы. Как будто кто-то напоил ее умертвляющим ядом, убивающим сначала разум и совесть, а затем уже и самое тело, самую жизнь.

Меняются правительства и премьеры, политики пересаживаются со скамей правящей коалиции на скамьи оппозициионные и обратно. Выборы проводятся все чаще, эфир и уши граждан оглушены шумом и ревом избирательных кампаний и предвыборных обещаний. И... каждое следующее правительство оказывается, как говорит редактор журнала «Натив» Арье Став, хуже предыдущего. Оно продолжает отступать. Оно продолжает сдавать позиции и землю. Оно продолжает лгать народу. Оно возносит жизни своих граждан на алтарь мнимого «мира», который обещает раньше или позже заключить с палестинскими нацистами, убивающими еврейский народ. Оно оказывается не в состоянии, и в принципе даже не пытается, прекратить процесс самотмены еврейского государства. Процесс, чаще всего называемый «Осло». Или просто -  «ПРОЦЕСС».

* * *

   Репатрианты из России раньше других начали понимать, что суть происходящего в их новой стране выражается в говорящем им так много слове – Утопия. И в самом деле, кому, как не нам, выходцам из другой страны Утопии, знать, что есть у нее внутренняя неизбежная логика, рано или позно подчиняющая себе тех, кто включил механизм ее действия?

   Мечта о лучшем мире достигается, по законам  этой логики, ценой омертвления всего живого, уничтожения всего мыслящего, растаптывания всего, что стоит на пути созидателей Нового и Лучшего. Котлованы немыслимого всечеловеческого благоденствия наполняются трупами добровольных и подневольных жертв. Чевенгуры и Грады-Китежи безмятежного мира и всеобщего равенства охраняются стражами порядка, отстреливающими врагов Счастья. Вокруг Государственного Дома Высшей Справедливости возводятся железобетонные стены, дабы не проник в него вирус демонического враждебного окружения и не посеял среди населяющих его зерна чудовищной болезни.

   Великую стройку начинают романтики-идеалисты, искренне верующие в свои высшие цели, но вынужденные, увы, не брезговать для их достижения кое-какими проблематичными средствами. Игра стоит свеч. Для Счастья всех можно пожертвовать немногими, даже если число этих немногих возрастает день ото дня в немыслимых геометрических прогрессиях. Какая там слеза ребенка? С этой достоевщиной человечество не осчастливишь. Ну и что, что кому-то придется поплакать? Ну и что, что кое у кого уже сейчас льются из глаз кровавые слезы? Прекрасное будущее оправдывает эту ничтожную цену. Сейчас еще и впрямь тяжело. Но потом – потом будет легко, чудно, прекрасно. Овцы возлягут рядом с волками. Всеочищающий весенний дождь Наступившего Завтра смоет с мостовых и из человеческой памяти  следы крови и разорванные в клочья останки того, что еще недавно было живыми человеческими телами. Слезы и боль останутся в темном несправедливом прошлом. Обретшее Вечное Счастье человечество забудет принесенные жертвы и возблагодарит своих Избавителей.

   Потом на место верующих идеалистов приходят не верящие ни в Б-га, ни в черта, ни в великую утопическую мечту своих предшественников . Алтари не успевают перемалывать мясо и кости человеческих жертв. Романтики,заварившие кашу, гибнут первыми. За ними приходит очередь не повинных ни в чем. Наступает эпоха трезвого реализма в основе которого – всенародноее единство Великого Слияния Масс со Знающими, как надо.

   В моей стране, на Земле обетованной, такие ужасы, конечно же, невозможны.Ведь у нас здесь – демократическое государство, единственная  демократия на старом, все еще не обновленном в соответствии с проектом г-на Переса, Ближнем Востоке. Но именно для того, чтобы превратить этот мрачный  старый Ближний Восток в Новый и ослепительно прекрасный, стоило, ну конечно же стоило пожертвовать самими собою для воплощения в жизнь Великой Мечты.

   И здесь начало – в непоколебимой вере романтиков Утопии, в том же неутолимом и необузданном желании осчастливить Всех. И хотя наша ближневосточная утопия тоже нуждается в образе врага, жертвы Мира  приносятся не в гулагах, а на алтарях систематически осуществляемого геноцида евреев, почему-то называемого нейтральным по своему смыслу словом «террор».

   Демократия не позволяет возвести Железный Занавес, отделяющий страну израильской Утопии от просвещенного, либерального и страшно гуманного мира.Но это ведь и не нужно. Просвещенный мир более, чем сами израильтяне, заинтересован в успехе этой Великой Стройки и самоотверженно снабжает энтузиастов, трудящихся с обеих сторон возводимого здания, строительными материалами. От этого чуть страдает  израильская демократия? Нейтрализуются результаты свободных выборов? Не беда, Новый Ближний Восток стоит того. Не учитывается  волеизъявление народа, приводящего к рулю власти другое правительство для того, чтобы оно реализовало альтернативную политическую программу, а не продолжало осуществлять прежнюю? Эка невидаль! Выборы святы только на Западе – этом оплоте истинной демократии. Израиль же, во всем зависящий от американской помощи, перебьется. 

   Железной хваткой сдавила Израиль утопия – когтистыми лапами Арафата,Раджуба, Дахлана и их патронов и единомышленников в Сирии, Египте, Ираке, Иране, обретших надежду достичь того, чего не сделали войны, на тропах инициированного самими обезумевшими израильтянами «мирного процесса».Винить ли американцев, скандинавов, французов в том, что и они присоединили свои изнеженные демократией руки к этим удушающим еврейский народ объятиям? Вспоминать ли Мюнхен и Освенцим, не дошедшие до Палестины корабли с беженцами Катастрофы и застрявшее в швейцарских банках еврейское золото, безразличие просвещенного Запада тотальному уничтожению евреев в нацистской Германии и Белую Книгу эпохи британского мандата?

   С какой стати они, демократы Запада, должны думать об этом темном прошлом, если сами израильские евреи сделали все, чтобы вычеркнуть его из национальной памяти? Почему, собственно, те, кто естественным образом пекутся о своих политических и экономических интересах, в том числе на Ближнем Востоке, станут действовать в ущерб им, если и левые и правые израильские правительства ведут собственное государство к самоубийству? Могут ли даже сочувствующие Израилю европейские и американские политики быть большими сионистами, чем сами израильтяне?    

   Железная логика любой утопии диктует свои законы и превращает своих инициаторов в функцию бездумного механизма воплощения Мечты. Однако специфика израильского случая  состоит в том, что механизм этот не является  здесь лишь абстрактным и безличностным модусом Идеи, но оживает во вполне конкретной воле смертельных врагов страны и народа, коих Утопия Мира сделала нашими партнерами по ПРОЦЕССУ. Тот, кто не верит в утопию или освободился от этой лже-мессианской веры под влиянием рек еврейской крови, пролитой «партнерами» за годы ее диктатуры, видит в них врагов и убийц. Но о чудо! Именно он, видящий их теми, каковы они на самом деле, воспринимается с точки зрения официального израильского  конценсуса в качестве «правого экстремиста» и «фашиста».

   Израильский конценсус – отнюдь не спонтанный результат национального согласия, но продукт Утопии, ее точное выражение. И значит, он навязан обществу - а не свободно сформирован им, властвует над людьми -  а не создается ими, решает их судьбу -  а не они меняют его в соответствии  со своими меняющимися взглядами и настроениями. Напротив, свои  взгляды и настроения ты обязан привести в точное соответствие с Высшим Повелением Конценсуса-Утопии. И потому Арафата  - самого страшного после Гитлера убийцу евреев и одного из величайших преступников всей человеческой истории  -  конценсус  созданного для спасения еврев государства не позволяет называть убийцей даже сейчас, после всего, что вся страна уже знает о нем. А о его бывшем официальном и нынешнем полуофициальном советнике, члене израильского Кнессета Ахмаде Тиби - не слезающем с экранов государственного телевидения Израиля - никому не позволено сказать, что он представляет опасность для израильского общества и  занимается подстрекательской деятельностью против государства, в парламент которого избран. Подобное  следует говорить только о еврейских «правых экстремистах», и худших из них – еврейских поселенцах  - помехе на пути достижения Всеобъемлющего и Справедливого Мира , в котором не будет места ни евреям-поселенцам, ни каким-либо евреям вообще....

   Тот, кто уверовал в Утопию или принял на себя накладываемые ею обязательства, оказывается вынужденным не замечать враждебности убийц своего народа и вести себя так, как если бы они и впрямь были партнерами, если не актуальными, то потенциальными, если пока что по какому-то досадному недоразумению стреляющими в нас, взрывающими наши автобусы и точным снайперским прицелом  расстреливающими наших десятимесячных детей, то глубоко в душе все равно остающимися голубями мира, с нетерпением  дожидающимися общего овцам палестинцам и волкам израильтянам Счастья и Благоденствия. Железный закон воплощения Утопии требует не видеть, не слышать, не замечать происходящего на самом деле, окружить себя непроницаемой стеной слепоты и глухоты, не воспринимать сигналов реальности. Ибо только так можно вести этот поезд по рельсам безумного «мира», ведущим в пропасть. Если же сигналы реальности все же начинают прорываться и непроницаемая стена дает трещину, Хозяева Утопии находят способ подчистить терминологию, поменять акценты, по-новому скорректировать затертые и потерявшие актуальность формулы.Так, вместо «мира» (шалома), станут говорить о «разделении» (хафрада) между двумя народами («они там- мы здесь»), по-прежнему игнорируя реальность, внутри  которой такое разделение в принципе невозможно, если это, конечно, не трансфер.

   Трансфера палестинцев Хозяева Утопии, конечно же, не хотят. Это словечко у нас – по ведомству самых крайних «еврейских экстремистов» -  тех, чье мрачное пристанище далеко далеко за пределами Утопии-Конценсуса. Но вот чудо! Называется ли Утопия «миром-шаломом» или «разделением-хафрадой», общим для обеих, столь на первый взгляд полярных моделей, является  именно требование трансфера.Только это трансфер не палестинцев, а евреев, не убийц еврейского народа, а самых преданных еврейскому народу его сыновей и дочерей. Конценсус называет их пренебрежительно, и часто с не скрываемой ненавистью, «поселенцами» (митнахлим). И слово «митнахлим»  не случайно звучит в мелодике Утопии как если бы оно означало - «муравьи». Не только делегитимация, но, в сущности, дегуманизация еврейских жителей Иудеи, Самарии и Газы (Гуш-Катифа) является неотъемлемой функцией и продуктом процесса воплощения утопии - ПРОЦЕССА, с необходимостью лишающего выпадающих из очерченных им границ (закрашенная еврейской красной кровью «зеленая черта ») права на жизнь. 

  Хозяева Утопии и сегодня, более восьми лет после заключения норвежских соглашений, верны ей беззаветно. Самые яростные из них, движимые ненавистью к еврейским поселенцам и еврейским ценностям, Земле Израиля и святыням иудаизма, не стесняются оправдывать Арафата и подчиненные ему банды убийц, обвиняя во всем только свое государство и теперь, на фоне того,что происходило и происходит после взрыва интифады Эль-Акса. И все больше  кажется, что это не прекраснодушные фантазеры, которые хотели для своей страны только хорошего, но ошиблись -  но те, что изначально поставили перед собой цель демонтажа Израиля в качестве суверенного еврейского государства.

   Еврейский характер государства, как оказалось, несовместим с демократией. Более того, говорить открыто или хотя бы намекать на то, что сионизм и еврейскость Израиля есть, в сущности,  не что иное как расизм, стало в последние годы в так называемых просвещенных кругах хорошим тоном. По крайней мере, за рамки его величества Конценсуса такая точка зрения, в свое время проповедовавшаяся тоталитарным СССР и бывшая центральным элементом антиизраильской платформы ООН, явно не выходит. Зато когда один из членов израильского кнессета пару лет назад хотел предложить законопроект, согласно которому премьером государства Израиль может быть только еврей, вся «прогрессивная общественность» страны взвилась на дыбы и незадачливый парламентарий был заклеймен как стопроцентный расист.

  Все эти и параллельные им процессы и тенденции подводят нас к проблеме более глубоких, подпочвенных корней израильской утопии «мира». Но тема эта – слишком обширна и сложна, чтобы заниматься и ею в этой небольшой статье. Скажем лишь, что за утопией, нашедшей свое политическое выражение в  норвежских соглашениях, заключенных в 1993 году,скрыта утопия гораздо более базисная. И она касается отнюдь не только государства Израиль, но, в сущности, всего еврейского народа.  Не только в свете второй, но и в свете первой из этих двух утопий разделение на «правых» и «левых», играющее в современном Израиле, на первый взгляд, столь значимую, и даже судьбоносную роль, оказывается, в общем-то, довольно мало существенным. Увы, неоспоримым фактом является то обстоятельство, что и те и другие приняли утопию  Осло, и те и другие включились в процесс ее реализации, и те и другие, в конечном счете, являются ее жертвами, сознают ли они это или нет. Да, одни сделали это по собственной инициативе, а другие, - по крайней мере, так они сказали обществу и миру, - оказались к этому вынужденными; одни выступают в качестве активной, а другие в качестве пассивной стороны; одни кажутся господами, а другие рабами Утопии. Но эти и любые другие различия не снимают ни с одной из сторон ответственности за участие в безумном, сюрреалистическом, кафкианском  ПРОЦЕССЕ, заставляющем всех включившихся в него называть черное -  белым, тьму - светом, ложь - правдой, трусость и пораженчество - душевным мужеством и достоинством, аморальность - высшим проявлением человеческой морали, рабство - свободой, смерть – жизнью.

   Сегодня Израиль находится в тяжелейшей, трагичнейшей ситуации. Иногда кажется даже, что выхода нет, совсем нет. И все же, как сказал мне не так давно один грустный человек, «что-то начинает проясняться». Этот человек, профессор юриспруденции с мировым именем, проявил необычайное мужество, открыто выступив против решения суда о заключении в тюрьму Маргалит Хар-Шефи, обвиненной в нашем демократическом государстве в преступлении непредотвращения убийства главы правительства Ицхака Рабина. Никто из его коллег, часть которых, как и он, были возмущены этим решением, не посмел выступить по этому поводу открыто. Когда я спросила профессора, каков источник этой душевной силы, он рассказал мне одну историю,свято сохраняемую в коллективной памяти его семьи. Как у многих здесь, корни этого урожденного израильтянина остались в бывшем СССР.В годы сталинской власти его ближайший родственник, кажется, дядя, был арестован. В отличие от многих других, которые в тот или иной момент не выдерживали пыток и ломались, соглашаясь с частью выдвигаемых против них обвинений и надеясь, что, подписав немногое, им удастся опровергнуть остальное, родственник моего знакомого не подписал ничего. Многие из начавших подписывать погибли. Родственник профессора уцелел. Согласно его семейной традиции, свято сохраняющей память об этой истории, он уцелел потому, что остался верен правде.

  -Но были и такие, кто не выжил, несмотря на то, что не оболгали себя и не предали других, - заметила я.

  -Да, я знаю, - сказал мой знакомый. Главное – не то, что он выжил, хотя это, естественно,очень и очень важно для нашей семьи. И все- таки важнее всего, что он остался верен правде. Для меня это и принцип моей жизни. Очень простой, в сущности, принцип.

   «Что-то начинает проясняться», - сказал мне профессор юриспруденции с мировым именем, не побоявшийся в нашем демократическом государстве сказать правду о решении суда, отправившего в тюрьму молодую еврейскую поселенку, «не предотвратившую убийство главы правительства Ицхака Рабина».

  Я думаю об этом обратном процессе -  тихом , незаметном , подспудном процессе прояснения, процессе прозрения, процессе высвобождения от утопии, - когда читаю в национально ориентированной газете «Макор ришон» эти слова.Я читаю их в разделе, посвященном недельным главам Торы и еврейским праздникам. Я нахожу их  в конце  статьи, посвященной празднику Песах, и значит, посвященной свободе. Я читаю эти слова, обращенные к религиозно-сионистскому сообществу Израиля, обвиненному собственным  государством в коллективном преступлении убийства Рабина и принявшему это чудовищное обвинение. Я читаю  эти тихие и кричащие слова возвращающейся правды и обретаемой внутренней свободы:

Братья и сестры, по собственной воле давшие поработить себя, очнитесь и сломайте оковы с мысли и слов, наложенные теми, кто хочет диктовать всем в нашей стране,что думать, что говорить, как жить. Перестаньте просить прощения за проступки и преступления, которые вы не совершали. Перестаньте бояться. Скажите ясно и отчетливо правду,одну и единственную, которая должна, обязана быть произнесена в трагической ситуации, к которой нас привели гении Осло, заключившие эти чудовищные соглашения. Сожгите на чистом, не чадящем огне правды все эти клише, все эти надутые пустые фразы, произносимые беспрерывно, с утра до вечера и с вечера до утра, современными лже-пророками,своими руками вооружившими заклятых врагов собственного народа. Кричите в каждой точке страны, в каждом городе, в каждом поселке и с каждой трибуны – кричите против того,что сделала и что продолжает делать Израилю эта самая опасная из мессианских сект, что вставали в нашем народе после саббатианской ереси,  - мессианская  секта, сумевшая отравить столь многих  смертельно опасным ядом наркотика «мира». Кричите, не замолкая, не прекращая, не стесняясь и не боясь ничего, кричите эти простые слова, презрительно игнорируемые героями Осло.

КРИЧИТЕ ИХ, ЭТИ СЛОВА: «МЫ ПРЕДОСТЕРЕГАЛИ! МЫ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ! МЫ ГОВОРИЛИ ВАМ!»               

 Потому что мы действительно предостерегали, мы действительно предупреждали, мы действительно говорили им. Но они не слушали, как не хотят слушать и сейчас. Не бойтесь угроз и насмешек, ибо пришло время для настоящей демократии, пришло время для свободы мысли, пришло время для свободы слова. Не той лже-свободы, клянясь которой запечатывают наши мысли и рты лжепророки мнимого мира и мнимой демократии, но настоящей свободы, - СВОБОДЫ ПРАВДЫ.»*

  

Я читаю эти потрясающие строки  и надежда, кажется, возвращается ко мне. Я читаю их и думаю: может быть, эти тихие слова являются знаком того, что он начался, что он уже набирает силу, он – другой, противоположный процесс. Процесс выхода из Утопии. Процесс внутреннего освобождения. Процесс выхода из Египта народа, живущего на Заповеданной Б-гом Земле.    


 

*Примечание, добавленное к публикации статьи в авторском интернет-сайте в ноябре 2002 года:

Как сказано, эти потрясающие строки процитированы мною из статьи в «Макор ришон», которая была помещена в разделе, посвященном недельным главам Торы и еврейским праздникам. Вскоре после этой публикации в газете произошла смена редакционного руководства, вследствие чего вышеназванный раздел приобрел гораздо более, чем прежде, прагматичный, сбалансированный и конценсуальный характер. Но хотя подобные несбалансированные и не-конценсуальные строки уже не прочтешь в этой национально-политически- ориентированной газете, как не прочтешь их и в конценсуальных русско-язычных «Вестях», надежда на внутреннее освобождение от процесса, ведущего к нашей смерти, все еще не угасла в моей душе.


Авторский сайт Раисы Эпштейн

К главной странице>>