Приложение 1

С.Н. Чижик. Октябрь 1996 г.

ИЗРАИЛЬ ГЛАЗАМИ РЕПАТРИАНТА ИЗ СССР

Нет ничего нового под солнцем.

Бывает нечто, о чем говорят:

"Смотри, вот это новое"; но это

было уже в веках, бывших

прежде нас.

(Кохелет, 1, 9-10)

Мое первое впечатление от Израиля, в первые дни, дни первого знакомства и эйфории - это впечатление сюрреалистической смеси Америки и СССР - на фоне иврита и левантийской заторможенности. По мере более обстоятельного знакомства со страной и ее историей это впечатление только усиливается. К нему добавляется не менее странное ощущение, что с течением времени здесь ничего принципиально не меняется, несмотря на смену внешнего облика, что все, что происходит сейчас, уже когда-то было. Что три главные направления: СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ, КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ - определились очень давно и развивались почти независимо друг от друга по крайней мере последние сто лет.

История современного сионизма - это не только история героического заселения и героических войн за Эрец Исраэль. Это многолетняя и страшная борьба за еврейские души, борьба иудаизма с ассимиляцией, национализма и интернационализма, борьба религиозных и атеистов, борьба индивидуализма и коллективизма, капитализма и социализма, демократии и тоталитаризма, правды и демагогии.

Противостояние началось на первых сионистских конгрессах, когда из всемирного еврейского религиозного движения выделились в "демократическую фракцию" секулярные сионисты. Взяв себе это название, они экспроприировали термин "демократический" для личного пользования. До сих пор левая пресса считает само собой разумеющимся, что секулярный сионизм - по определению демократичен, а религиозный - антидемократичен, что весьма спорно.

Окончательное распределение ролей было сделано Бен Гурионом в период Второй Алии, когда он с товарищами после трехдневных дебатов (1906 г.) пришли к соглашению о том, каким должно быть наше государство. Они-таки создали государство в соответствии со своим видением мира, и это государство до сих пор живет по их правилам. Правила эти начали претворяться в жизнь с периода Третьей Алии.

СОЦИАЛИЗМ

Вся страна была разделена на Партию (социалистическую) и ее врагов. Партия создала многочисленные еврейские сельскохозяйственные поселения в Эрец Исраэль, воплотила в жизнь мечту о коммуне, организовав в 1909 г. первый киббуц, прообраз колхозов, создала профсоюз - Гистадрут. Самостоятельная свободная работа на земле без капиталистов и без применения арабского труда (кибуш авода) и еврейская самозащита без наемных арабов (кибуш шмира) - главные лозунги Второй и Третьей Алии.

Но самым главным достижением было разделение Партии на Внутреннюю и Внешнюю (ср. роман Джорджа Оруэлла "1984"). Внутреннюю партию составляли отцы-основатели из Второй Алии. Говорят, что в руководящую верхушку из Третьей Алии удалось пробиться только Арлозорову. Стаж пребывания в стране имеет в Израиле самостоятельную ценность (как в армии): чем раньше ты приехал, тем ты лучше. КАМА ЗМАН АТА БА АРЕЦ? Кстати, из 40 тысяч олим Второй Алии перепись 1922 г. нашла в Эрец Исраэль только 2,519 человек.

Внешнюю Партию составляли энтузиасты, приехавшие в страну после Первой мировой войны. Это были халуцим, настоящие герои, строившие дороги, создававшие киббуцы и мошавы, осушавшие Изреельскую долину ("Ха-Эмек"), ставившие за одну ночь Стену и Башню вокруг новых поселений, встречавшие нелегальную алию, голодавшие, умиравшие от малярии, сражавшиеся во всех войнах. Это был цвет нации, рабочая сила, человеческая пыль. В это же время Внутренняя Партия занималась государственной безопасностью, вела фракционную борьбу, борьбу с религиозным засильем, уничтожала внутренних врагов. Ср. историю большевистской партии в СССР: "Краткий курс истории ВКП(б)".

Классовым врагом на первом этапе был старый ишув - религиозные антисионисты (забегая вперед, обратим внимание, что на современном этапе врагом номер один Партии являются религиозные сионисты). С ними успешно расправилась Хагана, УБИВ в 1924 г. их руководителя Яакова де-Хаана.

На следующем этапе враг принял облик ревизионистов. Партия обличала их, называя фашистами и расистами, а лично Жаботинского лично Бен Гурион окрестил Владимиром Гитлеровичем. ООН применила к сионизму термин "расизм" только в 1975 г., а египетские газеты изобразили Нетяниягу в образе Гитлера в 1996 г.

Решительный удар врагу был нанесен, когда по подозрению в убийстве Арлозорова были арестованы три ревизиониста. Они были оправданы, но пропаганда сработала: на выборах в Сохнут (=Кнессет) победила Партия. Ревизионистский враг был парализован на 44 года. Разнузданную кампанию травли правых образца 1933 г. Партия повторила после убийства Рабина в 1995 г.: безответственное обвинение всего правого лагеря в убийстве, необоснованные аресты правых активистов. Но кампания 1995-го не имела успеха. Методы 1933-го не сработали. Что-то все же меняется на Святой Земле?

В сороковые годы ревизионисты начали вооруженную борьбу с англичанами. Партия помогала англичанам справиться с еврейскими террористами. С ноября 1944 по апрель 1945 г. по ее приказу Хагана выловила и выдала англичанам около 1000 евреев - членов ЭЦЕЛя и ЛЕХИ (операция "Сезон"). Они были пытаны, посажены в тюрьмы и отправлены в концлагерь в Кению, члены их семей были объявлены врагами народа. Слова "ЭЦЕЛЬ", "ЛЕХИ", "ревизионист", "правый" стали клеймом. Люди до сих пор боятся быть правыми.

Несмотря на это враг наглел. Во время Войны за Независимость он привез целую "Альталену" оружия для ЦАХАЛа - июнь 1948 г. Партия не поверила, что оружие предназначается для войны с арабами и что большая часть будет передана Хагане (разве сама Партия дала бы оружие классовому врагу?). Партия предпочла потопить все оружие и заодно убить 19 евреев еврейскими же руками. Жертвы мирного процесса? В том же 1948 году был расформирован Пальмах, который почему-то представлял для Партии угрозу слева.

После войны Партия разоблачала подпольные правоэкстремистские организации (процессы 1954 г., 1985 г.) и оппозиционную левую прессу (процесс 1965 г.), поставила вне закона партию КАХ и сделала легальной деятельность компартии, которая была вне закона при англичанах. Израильская пресса и телевидение работают как органы Партии. До суда и следствия они объявляют арестованных врагов Партии преступниками и настраивают против них общественное мнение. Объявление арестованных преступниками до суда является грубым нарушением основ правосудия: в цивилизованных странах обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока суд не доказал его преступления. Этот закон называется "презумпция невиновности".

Советская юриспруденция в лице Вышинского этот закон отменила. Председатель Высшего Суда Справедливости Меир Шамгар тоже не считается с эти законом. В 1994 г. он открыл заседание комиссии по расследованию убийства в Хевроне словами: "УБИЙЦА Барух Гольдштейн...". ДО начала расследования.

В 1995 была изобретена новая формула обвинения правых и только правых - подстрекательство к насилию. Дважды была показана по телевизору пьеса, поставленная Авишаем Равивом и выданная за реальную присягу реальной подпольной организации; потом было скромное опровержение, но дело было сделано. Какой-то человек (может быть, тоже на заказ?) перед телевизором осквернял могилу Баруха Гольдштейна. Никто не потребовал от левых журналистов провести "Хешбон нефеш"*. "Хешбон нефеш" требуется только от правых. По-видимому, только у них есть "нефеш", душа, с которой строго спрашивается. Самые честные и наивные из них действительно пришли в отчаяние и стали спрашивать себя: "Может быть, мои слова были истолкованы не так, может быть, я говорил нечетко, может быть, я виноват?" Психологи Партии - это профессионалы. Они знают, на какие струны нажимать...

КАПИТАЛИЗМ

В целях развития еврейского сельского хозяйства еще до Первой Алии были созданы еврейские поселения Петах Тиква и Рош Пина. Введением капитализма в Израиле в период Первой Алии успешно занимался барон Ротшильд. На его деньги были основаны десятки поселений и создано сельскохозяйственное производство. Он также поддерживал еврейскую самооборону. (Еврейская самооборона "Ха-Шомер" была распущена Бен Гурионом в 1919 г.). В конце ХIХ века благодаря деятельности Барона и беспартийных энтузиастов в Эрец Исраэль уже существовали еврейские поселения Зихрон Яаков, Хадера, Ришон Ле Цион, Нес Циона, Реховот, Акрон, Гедера.

Вторая Алия выступила против капиталистической эксплуатации на предприятиях Барона, создала первый киббуц и еврейскую самооборону ("Кибуш Авода" и "Кибуш Шмира"). Капитализм отступил. Барон Ротшильд изъял свои инвестиции, испугавшись социализма. Он еще раньше говорил Хаиму Вейцману: "Вы слишком спешите. Вы начинаете строить дом с крыши".

Новое наступление капитализма связано с Четвертой Алией. В конце Третьей Алии имели место голод и беспорядки, вызванные безработицей: в стране не было денег, чтобы обеспечить новых олим работой. Это заставило англичан в 1923 г. ввести ИМУЩЕСТВЕННУЮ КВОТУ для эмигрантов. Для нищих "халуцим" путь в страну был закрыт; стали приезжать польские буржи, которые открывали мастерские и небольшие фабрики, занялись торговлей, банковским делом и развитием городов. Рутенберг приступил к электрификации всей страны.

Во время Пятой Алии, параллельно с заселением территорий новыми халуцим, богатые евреи из Германии привезли оборудование для промышленных предприятий. Произошла индустриализация страны, промышленная революция, результаты которой были продемонстрированы на Всемирной Выставке. Киоски польских буржей сменились роскошными кафе буржей из Германии и Австрии. Изменилась мода, изменился внешний вид городов. В начале 80-х страна приобрела облик процветающей западной страны с современными городами, дорогами, магазинами, с обилием машин на дорогах и товаров в магазинах - после того, как правые пришли к власти и поддержали буржей и приватизацию.

НАЦИОНАЛИЗМ

Партия ортодоксальных сионистов Мизрахи, предшественница партии МАФДАЛ, существует с 1902 г. Они с самого начала строили сельскохозяйственные поселения, сами защищали их, как и левые первопроходцы, решали педагогические проблемы. Несколько киббуцев были созданы религиозными евреями. Сейчас религиозные поселенцы являются главной силой сионизма.

Еще до начала современного сионизма религиозные евреи съезжались в Палестину из разных стран. Они селились в Иерусалиме, Цфате, Тверии, где учились в ешивах, изучали Тору и ждали Машиаха. Именно эти люди являются хранителями еврейской веры, еврейской традиции, еврейской истории. С их точки зрения, независимое еврейское государство может быть создано только божественной силой, а не руками людей. Секулярное государство, теряющее связь с еврейской историей и с еврейской "особостью", желающее быть "как все", для них неприемлемо. Так же, как еврейское государство вне Сиона (не в Палестине).

Старый ишув не поддерживал создание секулярного государства и предпочитал существовать в рамках Хашимитского королевства. Его сопротивление было сломлено в результате убийства руководителя ишува Яакова де-Хаана в 1924 г. В 1929 г. старый ишув в Хевроне отказался от помощи Хаганы (памятуя убийство Хаана?) и был вырезан арабами. В 30-е годы руководство "Агудат Исраэль" переехало в Эрец Исраэль, а во время Катастрофы признало необходимость создания государства. Противниками государства остаются только представители "Нетурей Карта".

Другая группа антисионистов состояла из сторонников прогресса, борцов за равноправие евреев в диаспоре и ассимиляцию: евреи не должны покидать те страны, которым они принадлежат физически и духовно, они должны участвовать в интернациональной борьбе за всеобщее, в том числе собственное равноправие.

Третья группа антисионистов просто боялась тех трудностей, которые неизбежны при освоении Палестины в борьбе с природой и враждебным окружением. Она предвидела, что освоение страны будет происходить на еврейской крови и слезах.

Так или иначе, государство Израиль, построенное в борьбе со всем миром, с антисемитами, с еврейскими антисионистами, в борьбе разных направлений сионизма между собой, на еврейской крови и слезах, существует. Существует в постоянной угрозе уничтожения, однозначно записанной в Палестинской Хартии. Партию лихорадит: она то проводит официальную программу заселения территорий, то пытается изгнать поселенцев с территорий и создать там Палестинское государство.

Религиозные сионисты сохранили идею "Эрец Исраэль шлема"*. В отличие от нерелигиозных "халуцим" прошлого, которых посылала Партия, они имеют независимую от Партии идеологию. Они сохраняют ДОСТОИНСТВО И ЧЕСТНОСТЬ, которых так нехватает руководителям Партии. Они дают детям еврейское воспитание, несмотря на попытки Партии заменить его изучением "мирного процесса". Партия продолжает борьбу с национальным лагерем. Продолжается кампания в прессе против правых и особенно против поселенцев. На Новоязе она называется борьбой с религиозным засильем. В глазах Партии религиозные СИОНИСТЫ заняли место религиозных АНТИСИОНИСТОВ старого ишува в качестве врага номер один. Религиозные сионисты продолжают общенациональное дело, от которого отреклась Партия, в борьбе за которое Партия в 1924 г. впервые нарушила заповедь "Не убивай". Четыре года Партия пыталась положить конец сионистской активности. Неважно, что теперь эти мальчики в вязаных кипах и девочки в длинных юбках - цвет нации, хранители земли и традиций, как неважно было в 1948 году, что стране позарез нужно было оружие. Для удержания власти Партия предпочла утопить оружие вместе с евреями.

ДВОЕМЫСЛИЕ

Четыре года продолжалась в стране вакханалия лжи, бесстыдства и безнаказанности. Она сопровождалась бесцеремонным искажением понятий и интенсивным промыванием мозгов. Получив власть демократическим путем, Партия постепенно отказалась от всех своих предвыборных обязательств, уверяя, что это и есть демократия. За время пребывания у власти Партия довела до совершенства демагогию и методы давления, включая взятки министерскими постами и личными машинами. Этим Партия открыто поощряла предательство, ложь и смену убеждений ради выгоды.

Интересно, что для того, чтобы прийти к власти, Партия использовала сионистские и национальные лозунги, отлично понимая, чего хочет народ Израиля. "Я не знаю, чего хочет народ Израиля, но я знаю, что ему нужно", - так говорит Шимон Перес. Партия полагает, что израильскому народу нужна ложь. Ложь о том, кто виновен в развале экономики, ложь о действиях Арафата. Может ли здравомыслящий человек поверить в то, что прекрасная экономика была разрушена за два месяца правления Ликуда? На кого рассчитано такое заявление или сообщение Партии о том, что Палестинская Хартия изменена? Ведь это так легко проверить! Какими качествами надо обладать, чтобы лгать публично, зная, что тебя тут же схватят за руку?

Прежде всего, надо абсолютно не уважать того, кому ты все это говоришь. Но и этого мало. Надо обладать искусством ДВОЕМЫСЛИЯ. "Двоемыслие - это способность придерживаться двух взаимоисключающих мнений и верить в оба. Сознательный член Партии знает, в каком направлении ему необходимо изменить свою память, а следовательно, знает и то, что он жонглирует действительностью, Но то же самое двоемыслие помогает ему смириться с этим. Процесс должен протекать сознательно, иначе он не будет достаточно точным; но, вместе с тем, он должен быть и бессознательным, чтобы не оставить после себя чувства фальши, а значит, и чувства вины. Двоемыслие - альфа и омега Ангсоца, потому что главное для Партии - это так использовать сознательный обман, чтобы, благодаря неизменности цели, остаться незапятнанной. Говорить преднамеренную ложь и искренне верить в нее; забывать все то, что стало неприемлемым, и снова извлекать забытое из небытия, когда это становится необходимым; отрицать объективную действительность и тут же принимать ее в расчет - вот что такое двоемыслие... Если вам дано править, и вы хотите оставаться у власти, вы должны уметь отвлекаться от действительности. Тайна власти состоит в сочетании веры в собственную непогрешимость с умением учиться на опыте прежних ошибок" (Оруэлл, "1984").

НОВОЯЗ

Представителей Израсоца, Совсоца, Амерсоца, Ангсоца (Оруэл, "1984") можно определить по применению ими Новояза. Нам он хорошо знаком по СССР. Новояз - это прежде всего сознательное искажение понятий и применение стереотипов, не имеющих никакого смысла. "Война - это мир. Свобода - это рабство. Невежество - это сила". Эти три главные лозунга Партии в Океании Оруэлла успешно применяются в нашей действительности. Арабы взрывают еврейские автобусы, палестинская полиция стреляет в еврейских солдат - нас уверяют, что это мир. Воистину: война - это мир. "Экстремисты хотят убить мирный процесс". "Мы не позволим убить мирный процесс". "Можно убить человека, но нельзя убить идею". "Ради мирного процесса допустимы любые жертвы". "Мы будем продолжать борьбу за мир". (Мы это уже слышали ТАМ).

Если вы высказываете собственное мнение, несогласное с мнением Партии, то вы находитесь в плену враждебной идеологии. Вы несвободны. За неосуждение убийства Рабина увольняют с работы, за словесное одобрение - арестовывают. Нам предписывают не только как вести себя, но как думать, кого любить, а кого нет. А если мне не понравился Рабин с первого взгляда в телевизор? Об этом нельзя говорить свободно. Свобода - это рабство.

Невежество народа - это сила Партии. Народу не надо знать историю, ни современную, ни танахическую. Никаких аналогий. У нас в стране все происходит в первый раз, все непредсказуемо, все вызывает изумление. В 1995 г. в первый раз еврей убил еврея. Никогда не было такого в еврейской истории. Что с нами такое случилось вдруг? Почему? Все было так хорошо, весь народ шел за Партией. Откуда взялся этот неожиданный экстремист? Что привело к этому? Что было раньше? Раньше ничего не было. Истории не было. Есть главный враг Партии - правые. Все правые подстрекатели и убийцы. Вот Арафат - это партнер Партии, друг (у Арафата прошлого тоже не было). Геверет Рабин принимает Арафата с его соболезнованиями у себя дома и отворачивается от Нетаниягу. Да и от всего Израиля разом - после выборов она начинает складывать чемоданы: "Моего мужа убили дважды".

"Цель НОВОЯЗА - не только выразить мировоззрение и мышление приверженцев Ангсоца (Совсоца, Израсоца, Амерсоца), но сделать все другие способы мышления невозможными. Предполагалось, что, когда НОВОЯЗ установится навечно, а СТАРОЯЗ будет забыт, еретическая мысль, т.е. мысль, несовместимая с принципами Ангсоца, станет буквально невыразимой, настолько, насколько мысль зависит от слова. Словарь его был составлен так, чтобы дать точное и часто тонкое обозначение всякому смыслу, который член Партии мог правильно выразить и в то же время исключить все другие смыслы и даже саму возможность их косвенного проникновения. Это достигалось отчасти изобретением новых слов, но в основном ликвидацией нежелательных слов и отсечением от слов неортодоксальных смыслов и, по возможности, вообще вторичных смыслов" (Оруэлл, "1984").

Приведем примеры из нашей жизни. У слова "правый" остался только один четко отрицательный смысл: идеологический враг Партии, а следовательно, всего народа. Смысл этого слова уже почти включает понятие "правый экстремист", т.е. потенциальный убийца. В данном случае слово, подлежащее ликвидации - экстремист, т.к. оно должно быть включено в понятие "правый". Поэтому, когда израильтянин определяет собеседника как правого, он перестает слушать его доводы, заранее зная, что они ошибочны.

Другой пример, в котором имеет место произвольное, новоязовское, неправомерное отождествление вождя и народа: "ЭЦЕЛЬ является заклятым врагом еврейского народа, он всегда был против меня" (Бен Гурион, интервью парижской газете "Франс Суар").

Когда пресса требует от Нетаниягу "четкие ответы на поставленные вопросы", надо помнить, что это НОВОЯЗ, и он требует перевода. Нетаниягу четко ответил на вопросы, но ответы не устраивают вопрошающих. Четкость на НОВОЯЗЕ именуется жесткостью, а "четкий" ответ на НОВОЯЗЕ - это тот, которого от него ждут левые, т.е. "четкий" ответ предполагает смену позиции.

Более сложный пример. Партия в целом осуждает советский строй, поэтому нежелательны параллели, которые показывают сходство Израсоца с Совсоцем. Аналогии, естественно, возникают у советских евреев, приехавших в Израиль. Израильтяне освоили две формулы, позволяющие им игнорировать все наши сравнения:

1. "Асур леашвот" (нельзя сравнивать), хотя на вопрос "почему?" вы вряд ли получите вразумительный ответ;

2. "Русские" не умеют думать: все, что им кажется похожим на советское, они автоматически считают плохим и в Израиле.

Поэтому, когда "русский" пытается показать общность явлений там и тут, это сразу вызывает раздражение и отключение. На эту удочку попался даже Бени Алон в интервью, которое он дал недавно Софье Рон для газеты "Вести". Он не захотел обсуждать в "русской" газете связь Авишая Равива с ШАБАКом, "потому что репатрианты из России очень любят все анализировать и во всем находить тайный смысл". Однако, как он сказал в том же интервью, за три месяца до убийства Рабина он ничего не понял также из предупреждений Ицхака Шамира о возможных провокациях. Не понял именно потому, что не считает нужным анализировать и находить в явлениях тайный смысл.

Руководители Аводы и Мереца говорят на НОВОЯЗЕ. Добраться до смысла их речей и статей очень трудно: необходим перевод на нормальный язык. Вся левая израильская пресса работает на НОВОЯЗЕ. Цель - убедить нас, что вообще ничего не изменилось, что несмотря на выборы Перес по-прежнему правит бал, что по-прежнему правым быть стыдно и опасно, что хороший израильтянин - это левый или центрист, который предпочитает мирный процесс иудаизму и ездит по субботам по улице Бар Илан.

Клинтон профессионально использует НОВОЯЗ, потому что в этом случае перестает быть очевидным, что он ничего не добился ни на Ближнем Востоке, ни в Югославии, ни в Ирландии. Подменяя понятия с помощью НОВОЯЗА, он полностью игнорирует тот факт, что в мае у нас были выборы, что народ проголосовал против политики Рабина и Переса. Пресса называет "провалом мирного процесса" требование Израиля соблюдать подписанные договоренности. Это НОВОЯЗ.

Больше всего НОВОЯЗ подходит арабским лидерам. Не только Арафат, но и Мубарак, Асад, Хусейн очень естественно используют терминологию НОВОЯЗА, не стараясь даже ее чуть-чуть индивидуализировать. Если включаешь радио не с начала передачи и слышишь упреки Израилю в срыве мирного процесса, не всегда сразу понятно, говорит ли это Перес, Клинтон, Арафат или Мубарак.

НОВОЕ и СТАРОЕ

"Прошел год, и ничего не изменилось", - сказал внук Рабина. Что он имел в виду? Народ, проголосовавший против "Партии" полгода назад, не изменил своего мнения? Это да, это так. Народ очухался от мощного наскока Партии и огульных ее обвинений, провел "хешбон нефеш" и понял, что ему не по пути с Партией. Изменилось что-то в нашем государстве.

Однако роли, определенные Бен Гурионом в начале века, продолжают исправно выполняться. Внешняя Партия продолжает строить и укреплять государство, служить в армии, обживать "второй Израиль", гибнуть в терактах во имя светлого будущего вместе с Буржами и Досами. Внутренняя Партия прилагает все усилия, чтобы помешать этому союзу, потому что единение народа мешает ее бесконтрольному влиянию.

Пресса по-прежнему продолжает обслуживать ту Партию. "Возникает такое впечатление, что левая пресса взяла на себя функцию управления страной, а законно избранное правительство - в условиях подполья - упорно пытается спасти нашу страну от самоуничтожения" (формулировка Евгении Кравчик).

Находящимся вне Партии буржам и досам была уготована роль врагов или, в лучшем случае, роль оппозиции. Клеймо, поставленное Бен Гурионом на "правых", пугает до сих пор. В "хорошем обществе" по-прежнему неприлично быть правым: лично меня больше не принимают в "хорошем" израильском доме из-за того, что я не люблю Рабина. За кофе среди университетских преподавателей говорить хорошо о Биби Нетаниягу - по-прежнему дурной тон.

Сами правые привыкли быть изгоями и постоянно извиняться. Прежде чем высказать свое мнение, правый оправдывается: "Я, конечно, осуждаю Игаля Амира..." или "Я, конечно, высоко ценю товарища Рабина..." Ликуд не посмел ничего ответить на огульные обвинения всего правого лагеря в убийстве Рабина. Ликуд принимает правила игры в демократию, навязанные левыми: голосование в Кнессете больше похоже на спортивные соревнования.

Так что же во всем этом новое, а что хорошо забытое старое? Появилось ли что-нибудь именно в 90-х годах или все уже было в предыдущих поколениях? Расколоть общество, изолировать инакомыслящих всегда было важнейшей задачей Партии. Расколото ли наше общество сейчас больше, чем когда-нибудь раньше? Или это нам только кажется, потому что мы плохо знаем свою историю?

Послушайте голос Партии из ноября 1944 г., когда Бен Гурион заявил о четырех главных действиях для искоренения террора, еврейского террора - после убийства лорда Мойна в Каире:

"УВОЛЬНЕНИЕ С МЕСТА РАБОТЫ"

Каждый, кто связан с этими преступными бандами, каждый, кто оказывает преступникам поддержку, а не только тот, кто размахивает револьвером или бросает бомбы, любой, кто распространяет преступную литературу или расклеивает их экстремистские прокламации, должен быть уволен с места работы, будь то из учреждения, фабрики, завода или апельсиновой плантации, и вычеркнут из списков биржи труда. То же самое относится к учащимся средних или технических школ...

Если юноша или девушка распространяют преступную литературу среди молодежи ишува, то вышеупомянутая литература должна быть изъята из обращения и сожжена в назидание всем, и те юноши и девушки, которые распространяли ее, должны быть исключены из школ...

НЕ УКРЫВАТЬ ПРЕСТУПНИКОВ

Полное игнорирование преступников. Ни один сознательный член ишува не должен укрывать их от возмездия. Я знаю, что это идет вразрез с одним из самых благородных и похвальных человеческих инстинктов и особенно еврейских инстинктов, но если мы не хотим проявить жестокости к еврейскому народу, сражающемуся за право на жизнь, мы не должны допускать в свое сердце ложную жалость. Запрещается укрывать преступников, угрожающих будущему благосостоянию нашего народа...

НЕ ПОДДАВАТЬСЯ УГРОЗАМ

Наглость преступников достигла такой степени, что рядовые члены ишува, не поощряющие действий преступных банд террористов и не разделяющие их преступных идей, умоляют центральное руководство ишува не предпринимать против них никаких действий, иначе ишув окажется в состоянии гражданской войны...

СОТРУДНИЧЕСТВО С АНГЛИЧАНАМИ

Так как британские власти и полиция заинтересованы в подавлении терроризма, то мы будем непременно сотрудничать с ними. Будет глупо, вернее это было бы самоубийством, если мы откажемся от протянутой нам руки и не будем сотрудничать с британскими властями в тех областях, где у нас имеются с ними общие интересы. Без активного сотрудничества с властями и без их помощи мы не преуспеем в благородной цели искоренения с палестинской земли этой чумы..."

Нет ли чего-то до боли знакомого в этом альянсе Партии с англичанами против еврейских экстремистов? Не напоминает ли он любовь Переса и шалом-ахшавников к арабам и их ненависть к поселенцам? И постоянный рефрен Арафата о совместной деятельности экстремистов-арабов и экстремистов-евреев?

Так же невозможно определить, по поводу какого убийства, в каком году прозвучал этот плач, если мы заменим точками все имена и прочие внешние признаки времени:

"Как всегда бывает у свежевырытой могилы, в которой покоится ... жертва, появляется желание облечься в траур, тем более, что час этот - час скорби для всего еврейского народа.

Хочется забыть хотя бы на миг ту атмосферу ненависти и лжи, которой последние годы дышало сионистское движение. Хотелось бы хоть семь дней траура провести в чистой человеческой скорби. Однако даже это не выпало на нашу долю... В поистине звериной атмосфере развивается наше еврейское существование.

Над свежевырытой могилой, в первое же мгновение после постигшего нас несчастья тошнотворная политическая спекуляция начала вышивать свои узоры только что пролитой кровью. Люди, желающие удостоиться титула "народных вождей", воспитатели масс, не захотели позволить себе даже одного часа личной скорби. С первой же минуты они затеяли над могилой политическую свистопляску. Они думают только о том, как "использовать" случившееся в своих ничтожных коммерческих предвыборных интересах. Каждый знает, что это и только это кроется за их словами, что их скорбь в тысячу раз меньше их спекулятивных интересов. Это написано на их лицах, на всем их поведении, это заметно всем, об этом говорят на каждом углу...

Нет, мы не удостоились и часа человеческой скорби - ни мы, ни они. У них скорбь растворилась в жажде политических спекуляций, у нас - в чувстве брезгливости при виде картины этого зоологического падения.

Они во всем подражают поступкам и действиям, которые были свойственны погромщикам в подобной ситуации. Погромщик не желает дожидаться решения суда. Ему достаточно того, что полиция схватила "кого надо" - само собой, еврея. Он не хочет знать, что подозрение полиции еще далеко не является доказательством вины. Ему неведом древний священный закон человеческого правосудия, что обвиняемый не считается виновным до тех пор, пока суд не доказал его преступления. Нет, у них нет времени, они должны "использовать" подходящий момент, они мгновенно становятся - они, рыцари прогресса! - восторженными поклонниками полиции, они верят только ей...

И еще одному они научились у гойских подстрекателей погромов: обращать подозрение, павшее на одного еврея, против всего общества... Даже, если он - преступник, ты не имеешь права возводить на этом основании обвинение против целой общины. Ведь это та же самая вредоносная разъедающая система мотивировок, от которой мы больше всего страдали, мы, евреи, столь многие из нас... Они забыли это, они хотят похоронить не только человека, схваченного полицией, они хотят "использовать" это с целью утопить целый стан людей, живущих и борющихся во имя чистых возвышенных идеалов..." (Жаботинский, 1933).

ВЛАДЕНИЕ ПРОШЛЫМ

"Тот, кто владеет прошлым, владеет будущим: тот, кто владеет настоящим, владеет прошлым" (Оруэлл, "1984").

"Человек будущего - это тот, у кого окажется самая долгая память" (Ницше).

Зная прошлое, зная, что в настоящем моменте нет ничего уникального, зная, что такие ситуации еврейский ишув в Эрец Исраэль преодолевал уже многократно - и мы все еще существуем, нам легче поверить, что мы справимся и на этот раз, что мы будем существовать и дальше.

Однако чтобы выжить, надо учиться на ошибках прошлого и не повторять их. Для этого надо хорошо знать историю, знать историческую правду, не позволять мифам владеть нашими умами. Знать ПРАВДУ, помнить ПРАВДУ. Не позволять тем, кто владеет нашим настоящим, искажать наше прошлое. Не позволить им отнять у нас наше прошлое.

Тот, кто владеет прошлым, владеет будущим.

Человек будущего - это тот, у кого окажется самая долгая память.

Приложение 2

СТАРЫЙ ИШУВ И НОВЫЙ ИШУВ

Из книги "День Независимости и День Освобождения Иерусалима" под ред. П.Полонского, Иерусалим, 1992.

"Старым ишувом" называют тех евреев, которые приехали в Землю Израиля до начала сионистского движения. "Старый ишув" - это предки современных "харедим". Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "халука" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи.

Однако во второй половине XIX века среди Старого ишува возникают также тенденции заниматься различными ремеслами или другой производственной деятельностью. Возникает движение за организацию "мошавов", т.е. сельскохозяйственных поселений, (поскольку обработка земли Святой страны имеет не только практическую, но и религиозную ценность.) Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква.

К 1882 г. (т.е. к приезду первых представителей "Нового ишува") еврейское население страны - т.е. Старый Ишув - составляло около 25-35 тыс. человек. (В Палестине жило в то время также примерно 150 тыс. оседлых мусульман - арабов и турок, 65 тыс. бедуинов, 55 тыс. христиан). Евреи были сосредоточены в основном в четырех главных "святых городах": в Иерусалиме (составляя там большинство населения города), в Цфате, Тверии и Хевроне. Группы евреев жили также в Яффо, Хайфе, Шхеме, Газе, Шфараме и в некоторых других местах.

1. Первая алия (1882-1903 гг.; 25 тыс. человек) состояла в основном из сторонников поселенческого сионизма - движения "Ховевей Цийон".

2. Вторая алия (1904-1914 гг.; 40 тыс. человек) состояла в основном из социалистов, разочаровавшихся в возможности осуществить свои идеалы в Восточной Европе и решивших реализовать их на своей, еврейской почве. Эта алия была прервана Первой мировой войной.

3. Третья алия (1919-1923 гг.; 35 тыс. человек), начавшаяся сразу по окончании войны, была похожа по характеру на Вторую. Ее главной силой были социалистическо-сионистские движения Восточной Европы - hе-Халуц в России и Польше и hа-Шомер hа-Цаир в Галиции. Оно вдохновлялось примерами Второй алии, а также стремлением спасти евреев, уцелевших в Первой мировой войне и послевоенных погромах.

Молодежь, составлявшая основную массу пионеров Третьей алии, находилась под впечатлением глубоких революционных перемен в странах своего происхождения.

4. Четвертая алия (1924-1928 гг.; 67 тыс. человек) по социальному составу резко отличалась от предыдущей: с одной стороны, уменьшилось число социалистов-халуцим (главным образом из-за запрещения выезда из Советского Союза), с другой - увеличилось число мелких предпринимателей, торговцев и ремесленников, которые прибывали в основном из Польши под влиянием разразившегося там экономического кризиса и антисемитской политики правительства, а также введенных в 1924 г. в США строгих ограничений иммиграции.

5. Пятая алия (1929-1939 гг.; 250 тыс. человек) опять значительно изменила лицо ишува. Она состояла в большой степени из людей, бежавших от наступающего нацизма. Немецкие евреи ("йеким") сильно повлияли на характер страны. Приезжала интеллигенция, деятели науки, культуры, бизнесмены и экономисты, университетские профессора, многие другие специалисты высокой квалификации, которые никогда не покинули бы Европу если бы не невозможность оставаться там в связи с приходом Гитлера к власти. Хотя этой алие пришлось очень тяжело и многие не смогли найти работу по специальности, они сумели постепенно включиться в жизнь страны, найти в ней свое место и внесли значительный вклад в ее развитие. Многие олим привезли с собой значительные капиталы и вложили их в развитие страны. Происходил интенсивный экономический рост, развивались строительство и современная промышленность, экспорт цитрусовых.

Приложение 3

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБИЙСТВО В ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ,или ИСТОРИЯ ВКП(б)

Из книги "День Независимости и День Освобождения Иерусалима" под ред. П.Полонского, Иерусалим, 1992.

1. Убийство де-Хаана

За время Третьей алии ишув не только вырос количественно, но и претерпел серьезные качественные изменения. Численность Нового ишува (т.е. сионистов) стала теперь больше, чем численность Старого ишува. В самом Старом ишуве наблюдалось расслоение - одна его часть сближалась (если не идеологически, то по крайней мере практически) с сионистским движением и постепенно стала участвовать в деятельности "Ваад Леуми". Другая часть, наоборот, не хотела иметь ничего общего с антирелигиозными сионистами-социалистами. Представи-телем интересов этой части стал профессор Яаков де-Хаан, приехавший из Голландии в рамках сионистского движения, а потом перешедший в лагерь Старого ишува. В то время шла очень острая борьба за то, кто будет представлять евреев Земли Израиля в глазах международной общественности. Количественно Новый и Старый ишувы были примерно равны; но по "представительности" (т.е. по европейскости) своих лидеров Старый ишув никак не мог тягаться с Новым. Западный профессор и адвокат Я. де-Хаан был находкой для тех сил в Старом ишуве, которые не хотели, чтобы сионистское движение монополизировало представительство евреев Земли Израиля; и они сделали его своим официальным посланником. Я. де-Хаан начал проводить международные встречи, при этом он открыто выступал против сионизма и алии. Его деятельность была достаточно опасна для сионистского движения, и руководство иерусалимской Хаганы решило его убить, чтобы остановить эти попытки; что и осуществило. (Официальное руководство Хаганы резко отмежевалось на словах от этого убийства.)

2. Убийство Арлозорова

Хаим Арлозоров, один из лидеров Рабочей партии (МАПАЙ) и главный сторонник и организатор соглашения между Еврейским агентством и правительством Гитлера (о переводе в Палестину имущества немецких евреев), был убит в июне 1933 г. во время прогулки на берегу моря в Тель-Авиве.

По обвинению в убийстве Арлозорова были преданы суду Авраам Ахимеир, лидер ревизионистской партии и известный политический противник Арлозорова, и два других ее члена - Цви Розенблат и Авраам Ставский. Окружной суд оправдал Ахимеира и Розенблата; Ставский был осужден, но впоследствии оправдан Верховным судом за недостаточностью улик. Процесс Арлозорова вызвал бурю в ишуве; страсти с обеих сторон накалились до такой степени, что ишув, казалось, был на грани гражданской войны. Большинство участников рабочего движения представляли убийство Арлозорова как доказательство существования фашистских тенденций в недавно созданной партии ревизионистов. Сами же ревизионисты утверждали, что процесс сфабрикован с целью подавления ревизионистского движения и возвращения монополии в сионистском движении рабочим партиям.

Через 45 лет после процесса особая следственная комиссия, назначенная М. Бегиным, однозначно доказала, что не было никаких, кроме политических, причин обвинять членов ревизионистского движения в убийстве Х. Арлозорова.

3. "Сезон"

ЭЦЕЛЬ и ревизионистское движение имели десятки тысяч сторонников среди еврейского населения страны и составляли сильную конкуренцию Рабочей партии. Поэтому, когда в ноябре 1944 г. два члена ЛЕХИ убили в Каире лорда Мойна, британского министра по делам Ближнего Востока, ответственного за реализацию ограничений на въезд евреев в Палестину (и, как следствие, за гибель тысяч евреев в Европе и по дороге в Землю Израиля), то сионисты-социалисты, резко осудившие этот акт, решили использовать его как повод для расправы над ЭЦЕЛем (несмотря на то, что сам ЭЦЕЛЬ тоже осудил здесь действия ЛЕХИ). Еврейское Агентство и Хагана начали операцию "(охотничий) Сезон", в ходе которой ряд членов и руководителей ЭЦЕЛя были похищены и выданы британским властям (некоторые из них при этом погибли).

М. Бар-Зоhар, автор классической биографии Бен-Гуриона, пишет об этом периоде так:

"Снискавшая печальную известность операция под названием "Сезон" делилась на две стадии. На первой стадии, начавшейся еще до убийства лорда Мойна, Пальмах [ударные отряды Хаганы, находившиеся под политическим влиянием наиболее лево-социалистических сил в ишуве, т.е. партии МАПАМ] получил задание захватывать членов ЭЦЕЛя, держать их под охраной, допрашивать, лишить организацию источников финансирования и парализовать ее. После убийства Мойна обстановка накалилась еще сильнее. По настоянию Бен-Гуриона Правление Еврейского Агентства [при сопротивлении религиозно-сионистской и некоторых других групп, оставшихся, однако, в меньшинстве] приняло крайнюю резолюцию: "Ишуву необходимо искоренить из своей среды всех членов этой разрушительной банды убийц. Мы приложим все силы, чтобы лишить террористов всякого крова и убежища, не поддаться на их угрозы и оказать всяческое содействие мандатным властям в прекращении террористических актов и уничтожении организации, проводящей их". Это решение вызвало тяжелое чувство у широких кругов общественности, но Бен-Гурион не отступал. Он пришел к выводу, что следует даже сотрудничать с англичанами в действиях против "отступников".

"Перед нами два пути, - говорил Бен-Гурион на съезде Гистадрута, состоявшемся 20 ноября 1944 года, - террор или политическая борьба за сионизм. И если мы хотим политической борьбы за сионизм, мы обязаны выступить против террора и террористических организаций. Необходимо действовать и не ограничиваться разговорами".

Вторая стадия "Сезона", начавшаяся после этой речи Бен-Гуриона, была еще более мрачной и угнетающей. В разных уголках страны схватывали членов ЭЦЕЛя, перевозили их в уединенные дома, в отдаленные киббуцы, допрашивали, избивали, в отдельных случаях пытали. Выявлялись и прикрывались источники финансирования. Списки имен членов организации [около 700 человек] были переданы британской полиции, осуществлявшей аресты.

В отдельных случаях члены Хаганы непосредственно передавали членов ЭЦЕЛя в руки британской полиции.

Сотрудничество с ненавистными мандатными властями вызвало у части пальмахников острый душевный кризис. Многие просили освободить их от участия в операции. Лишь те, кто вызвался действовать добровольно, продолжали охотиться за "отступниками". Эта акция грозила перерасти в гражданскую войну. Однако ЭЦЕЛЬ решил воздержаться от ответных действий.

"Не поднимайте руки, не ведите вооруженной борьбы против этой молодежи, - приказал Менахем Бегин, руководитель ЭЦЕЛя. - Не они виновны. Они наши братья. Их одурманивают и подстрекают... Не будет между нами братоубийственной войны".

"Сезон" продолжался несколько месяцев, до марта 1945 года, [однако, несмотря на все старания Хаганы, М. Бегина они поймать так и не смогли]. Широкая общественность, хотя она и осуждала деятельность ЭЦЕЛя, не откликнулась на публичное обращение Бен-Гуриона, призывавшего "не давать пристанища террористам и передавать их властям". И члены Хаганы, сознательно совершившие все, на что они пошли, чувствовали отвращение и презрение к самим себе. Дело это было для них "горькой, трагической необходимостью", которой они подчинялись, "стиснув зубы". В короткий срок одержал Бен-Гурион физическую победу над организациями "отступников", только печальная это была победа. Внутренняя борьба оставила в душах открытые раны, привела к предельной поляризации позиций, довела людей до ослепляющей ненависти, которую быстро не погасишь. Краткая пора "Сезона" оставила в обществе огромное внутреннее напряжение - горючий материал, готовый воспламениться в поворотные моменты борьбы за еврейское государство".

4. "Альталена"

Кризис в отношениях ЭЦЕЛя и Хаганы разразился 20 июня 1948 г., когда снаряженное ЭЦЕЛем в Европе судно "Альталена" подошло к берегам Израиля с большим количеством оружия (включая полутяжелое и 3 бронетранспортера), боеприпасов и около 800 человек на борту. Судно было посажено на мель в порту Тель-Авива. В переговорах с правительством Израиля ЭЦЕЛЬ потребовал 20% оружия для своих отрядов в Иерусалиме. Бен-Гурион, однако, желавший осуществлять единоличную верховную власть, потребовал сдать все оружие Хагане. Когда руководство ЭЦЕЛя отвергло ультиматум правительства о сдаче "Альталены", судно было обстреляно с берега, взорвано и потоплено; при этом 18 членов экипажа погибло.

Взрыв возмущения охватил десятки тысяч членов и сторонников ЭЦЕЛя по всей стране. Они начали выходить из Армии обороны Израиля, чтобы вести независимую вооруженную борьбу. Потребовалось громадное самообладание со стороны руководителя ЭЦЕЛя Менахема Бегина, чтобы этот инцидент не перерос в настоящую гражданскую войну; однако до сих пор сторонники ревизионистского движения не могут забыть Рабочей партии расстрел "Альталены".

Приложение 4

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СИОНИЗМА

Из книги "День Независимости и День Освобождения Иерусалима" под ред. П.Полонского, Иерусалим, 1992.

Религиозный сионизм возник в 1840-х годах в Центральной Европе. Основателями его считаются раввины Элияhу Гутмахер, Цви-Гирш Калишер и Иеhуда Алкалай. В последней четверти XIX в. религиозные сионисты приняли активное участие в практическом освоении страны. Философские концепции религиозного сионизма в их современном виде сформировались позже, в учении рабби Авраама-Ицхака hа-Коhена Кука.

Основная идея, отличавшая религиозный сионизм от Старого ишува состояла в утверждении, что уже пришло время всему народу, а не только отдельным выдающимся людям, переселиться в Землю Израиля. А значит - нужно не только строить в Земле Израиля иешивы, но также создавать сельское хозяйство и промышленность, развивать страну во всех аспектах и организовать массовое переселение в нее всего народа.

Рабби Элияhу Гутмахер (1796-1874) был раввином в небольшом польском городке Гроджиске; он был известен глубокими познаниями в Талмуде и Каббале и снискал репутацию праведника и чудотворца. На основании Каббалы р. Гутмахер утверждал, что необходимой частью спасения Израиля в наше время является практическая деятельность по возвращению на древнюю родину. В отличие от многих раввинов своего времени он утверждал, что "геула" (т.е. мессианское освобождение) наступит лишь в результате решительных действий самого народа.

Рабби Цви-Гирш Калишер (1795-1874) разработал не только подробные планы алии и заселения страны, он исследовал также принципиальную возможность восстановления Храмовой службы - и пришел к выводу, что это вполне возможно сделать в наше время, еще до прихода Машиаха. В книге "Дришат Цийон" ("Стремление к Сиону", 1862 г.) рабби Калишер подробно изложил свою теорию "двух стадий избавления" - естественной и чудесной. Естественная стадия, которую евреи осуществляют сами (конечно, с Божественной поддержкой, но без явных чудес), должна возродить ишув и, в частности, поставить его на здоровую экономическую основу вместо пожертвований из-за границы, как это практиковалось в Старом ишуве. Евреи должны были сами восстановить страну - во всех аспектах жизни; и лишь когда эта стадия будет осуществлена, то собственно приход Машиаха чудесным образом завершит Избавление.

Среди сефардских евреев ведущей фигурой, призывавшей к освоению Земли Израиля, был рабби Иеhуда Алкалай (1798-1878). В 1825-1874 гг. он был раввином города Землин (Сербия), в 1874 г. переселился в Иерусалим. Р. Алкалай также предлагал осуществить практическое переселение еврейского народа в Землю Израиля как первую стадию мессианского процесса.

Идеи постепенности, "двуступенчатости" мессианского процесса, активного участия народа в нем посредством постепенного переселения в Землю Израиля и т.д. не были, по сути дела, новыми в иудаизме. Эти идеи были, однако, как бы "подзабыты" - т.е. о них не говорили в широких кругах, их не обсуждали в иешивах и т.д. Все, что говорили р. Гутмахер, р. Калишер и р. Алкалай, опиралось на их глубокие знания Торы, Талмуда, Мидрашей и Каббалы. Они были полностью ортодоксальными раввинами и резко выступали против реформизма - наоборот, они рассматривали свою деятельность как возрождение классического ортодоксального иудаизма. (Нелишне также отметить в связи с этим, что реформистский иудаизм при самом своем возникновении стремился сделать евреев "немцами Моисеева вероисповедания" и исключил из своих молитв упоминания о Сионе, приходе царя-Мессии и восстановлении Иерусалима.)

Были, конечно, и раввины, которые выступали против идей религиозного сионизма. При этом в основном противодействие сионизму носило характер тактический (т.е. они боялись, что распространение этих идей в еврейском народе окажет отрицательное воздействие на решение текущих насущных проблем в галуте), а не стратегический (т.е. они не считали эти идеи неправильными вообще).

Приложение 5

РАВ АВРААМ-ИЦХАК hа-КОhЕН КУК

Из книги "День Независимости и День Освобождения Иерусалима" под ред. П.Полонского, Иерусалим, 1992.

Настоящее цельное выражение философия религиозного сионизма получила в работах и в деятельности рава Авраама-Ицхака hа-Коhена Кука (1865 г., Литва - 1935 г., Иерусалим), выдающегося религиозного авторитета, философа и каббалиста, одного из руководителей еврейского ишува в Земле Израиля. Р. А.-И.Кук родился в маленьком литовском местечке в раввинской семье и получил классическое религиозное образование. Высшее религиозное образование он получил в крупнейшей в Литве Воложинской иешиве, где очень сблизился с ее главой, р. Н.Ц.И.Берлином, который был активным сторонником движения "Хибат Цийон". Кроме обычных иешивных предметов, р. Кук изучал также современный иврит и литературу, еврейскую и общую философию, Каббалу. После окончания иешивы он в течение 16 лет служил раввином в маленьких литовских городках, а в 1904 г. переехал в Землю Израиля, где стал раввином Яффо и практически всего "нового ишува". В 1919 г. он стал главным раввином Иерусалима, а в 1921 г., в связи с образованием Главного Раввината, был избран на пост первого ашкеназского главного раввина Земли Израиля, который он занимал до своей смерти в 1935 г.

Являясь яркой личностью, с совершенно независимой и внутренне очень последовательной системой взглядов, р. А.-И.Кук удивительным образом находился в оппозиции к каждому из существовавших в то время среди евреев Земли Израиля течений - и в то же время имел с каждым из них нечто общее, что делало его как бы "точкой пересечения" всего еврейского населения страны. Рав Кук не боялся открыто отстаивать свое мнение и даже вступать в конфликт, и вокруг его имени постоянно кипели страсти.

Р. А.-И.Кук активно поддерживал современных ему сионистов Второй и Третьей алии, несмотря на их ярко выраженную (а иногда даже фанатичную) антирелигиозность. В то же время он находился в постоянной полемике с этими сионистами, доказывая им, что сионизм не может по-настоящему расцвести в отрыве от религии; что они отрицают иудаизм из-за несогласия с его внешними проявлениями - при том, что они сами не осознают, насколько будущее сионистского движения нуждается в черпании жизненной силы из иудаизма. И при том, что широкие массы этих нерелигиозных сионистов очень уважали р.Кука - чего не было в то время ни с каким другим раввином, - многие деятели этого движения относились к нему с опаской.

Рав Кук воспитывался в иешиве и считал развитие иешив важнейшей и необходимой частью еврейской жизни. В то же время он критиковал современные ему иешивы за то, что они не дают общего светского образования. Он считал, что необходимо создать обновленную иешиву, в которой изучались бы как Библия, Талмуд и еврейская мысль, так и светские науки, а также социологические дисциплины и литература. Ее выпускники стали бы подлинными учителями и духовными лидерами своих общин. В 1924 г. рав Кук основал в Иерусалиме иешиву, резко отличавшуюся от других подходом к изучению религии и отношением к сионизму; она приобрела известность под названием "Мерказ hа-Рав".

Рав Кук активно поддерживал университет, считал широкое светское образование совершенно необходимым, был сам очень образован в современной ему науке. Но при всем своем уважении к науке рав Кук указывал, что занятие исключительно наукой таит в себе угрозу отчуждения человека от вечных духовных ценностей, и поэтому призывал к синтезу религиозных и светских знаний.

Рав Кук поддерживал рабочее движение в Израиле, ценил его за "страсть к социальной справедливости" и постоянно указывал, что последовательное применение законов Торы в социально-экономических вопросах несовместимо с чисто капиталистической системой: Тора в законах о десятине, благотворительности, седьмом и юбилейном годе и во многих других законах и принципах ограничивает привилегии собственников и налагает на них тяжелые обязательства, она требует определенного перераспределения заработанных средств в пользу малоимущих, т.е. социальных гарантий. Но в то же время рав Кук резко выступил против руководителей рабочего движения, когда после убийства одного из лидеров партии МАПАЙ Х. Арлозорова они по чисто политическим причинам обвинили в этом убийстве партию сионистов-ревизионистов (последователей Жаботинского). Эта критика привела рава Кука к конфликту с рабочим движением в стране.

И, наконец, несмотря на всю нравственную и действенную поддержку религиозно-сионистской партии Мизрахи - конечно, наиболее близкой ему группы в еврейском населении страны в то время - при том, что он очень ценил Мизрахи за ее достижения в практической области, он постоянно указывал на то, что Мизрахи слишком прагматична и не создает для сионистского движения настоящего духовного лидерства.

Вот как описывает р. А.-И.Кука проф.Биньямин Иш-Шалом (в лекции, прочитанной в рамках "открытого университета"):

...Проясняя смысл каббалистических идей о ступенях Божественного проявления в мире и о сути Торы, р. Кук резко изменяет привычное нам понимание концепции "откровения". Божественное откровение не понимается им только как чудесное сверхъестественное событие или как явное пророчество - т.е. поток знания, вливающийся в сознание человека из небесных сфер. Но он считает Божественным откровением также трансцендентальное измерение обычной, естественной реальности - т.е. подчеркивает, что Бог открывается нам в природе и в культуре, в творческой деятельности человека вообще и творчестве и деятельности Израиля в особенности.

Интуиции народа Израиля, проходящие в свободе духовной, составляют, таким образом, "Божественные тайны". И даже спонтанный прорыв целого поколения за рамки Галахи, из пределов Торы в "секулярность" [поскольку он привел к чрезвычайно важным положительным явлениям: к заселению евреями Святой Земли и к возможности осуществить на ней Тору] - свидетельствует задним числом, что тут было истинное откровение воли Бога. И потому свершения халуцев Второй алии, несмотря на то, что они были вероотступниками, есть, по р. Куку, одно из выражений фундаментального положительного процесса движения к Богу в народе Израиля и во всем мире.

Рав Кук реинтерпретировал действительность вокруг себя. Получив признание - или, по крайней мере, уважение, - его идеи изменили психологический настрой сотен тысяч, если не миллионов евреев в нашем веке; они повлияли на общественные силы, школьные программы, политические партии, поселенческие движения и т.д. Просто поразительно, что концепция, которая, в сущности, целиком базируется на Каббале и глубокой мистике, оказала такое громадное влияние на развитие жизни нашего народа в цинично-прагматичном XX веке.

До рава Кука в религиозных кругах господствовало восприятие секулярных еврейских движений как чего-то не только принципиально неправильного, но и "тупикового", какой-то больной ветви, которая должна засохнуть и отмереть при последующем магистральном развитии еврейского народа - подобно тому, как это происходило в прошлом с другими ересями: садукеями, караимами, выкрестами, последователями Спинозы или лже-мессианских течений XVII века. В свою очередь, нерелигиозные похожим образом относились к религиозным, считая их "отмирающей группой средневековых мракобесов", которая вскоре, с развитием просвещения, техники, либерализма, социализма и т.п. совершенно исчезнет. У каждой из сторон не было внутреннего уважения к тому духовному содержанию, которое несла противоположная сторона.

Рав Кук, реинтерпретировав действительность, выдвинул концепцию, новую для обеих сторон. Он воплотил в себе точку их духовного, а не просто практического соприкосновения. Вначале обе стороны воззрились на него с удивлением, и это вызвало его конфликт со всеми; и лишь по прошествии многих лет его концепции стали принятыми во многих кругах и заставили обе стороны измениться.

После смерти р. А.-И.Кука духовным лидером религиозно-сионистского движения стал его сын, рабби Цви-Иеhуда Кук (1890, Литва - 1982, Иерусалим). Р. Ц.-И.Кук требовал от религиозных кругов однозначной поддержки провозглашения Государства Израиль, возглавлял иешиву Мерказ hа-Рав, где его учениками было большинство нынешних сионистских раввинов Израиля. После Шестидневной войны он был категорически против возвращения арабам занятых Израилем территорий и был духовным лидером поселенческого движения "Гуш Эмуним".