Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши гости
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наш e-mail
  

Моше Фейглин

Религиозный кандидат, или

«национальное по форме, социалистическое по содержанию».

Cегодня Авраам Бург уже почти официально выдвигается партией Авода в кандидаты на место главы израильского правительства. Бург считается религиозным человеком (в том смысле, что он носит кипу на голове). И этот первый за всю историю Израиля религиозный претендент в премьеры – левый, причем не просто левый, а пришедший из крайне левого угла – из группы Яэль Даян, Иоси Бейлина и им подобных.
Звучит неожиданно? Вовсе нет!
Этого можно было ожидать по двум причинам. Первая и более простая из них – это обдуманное предательство, нечто такое, что очень подходит к фигурам типа Бурга. Второй причиной мы могли бы назвать глубокие изменения в израильском обществе, и вторая причина гораздо серьезнее и интереснее, чем первая. Но мы все таки начнем с первой причины – предательства, как важной части всей этой истории.
На одном из заседаний “Еврейского Руководства“ в какой-то связи всплыло имя Авраама Бурга. Один из членов движения, парень без кипы, немедленно отреагировал и охарактеризовал этого человека так: “Бург – это кипа в аренду“. Определение в самую точку. Бурга можно было бы равновероятно найти и в Моледет и в Мереце. Конечно, можно было бы ожидать, что он будет делать свою политическую карьеру в своем родном в Мафдале, но Бург своей обостренной интуицией почувствовал, что в Мафдале у него нет ничего, кроме “заслуг предков“ (Отец Авраама Бурга, Иосеф Бург, многие годы был одним из руководителей Мафдаля. -Прим. переводчика.) . Это, конечно, важное преимущество перед конкурентами. Но Бург понял, что именно переход линии фронта даст ему то преимущество, которое он никогда не нашел бы в своей среде, в которой он вырос. Бург знал, что в партии Авода человек в кипе, да еще сын известного правого политика, будет принят как ценная и своевременная находка. Тут он не просто еще один в кипе, а человек, который дает религиозную легитимацию всему левому движению, человек, который приведет с собой одураченных религиозных избирателей, которым без перебежчика Бурга и во сне бы не приснилось голосовать за Аводу. Тут он будет принят с распростертыми объятиями прямо на вершину списка. Более того, общественный деятель из национального лагеря, тем более из религиозных сионистов, всегда знает, что перебежав линию фронта, перейдя на другую сторону, он не будет испытывать никакого общественного давления. Более того, его друзья даже будут ему больше симпатизировать, религиозные сионисты будут даже гордиться тем, что “наш парень“ залетел так высоко. Был ли хоть один член Кнессета или какой-нибудь общественный деятель за последние 20 лет, который перешел бы из Маараха (Аводы-Прим. переводчика) в Ликуд? Или кто-то, кто перебежал бы в Мафдаль?
Естественно, ничего такого не было – такой потенциальный перебежчик, его семья и вся среда устроены так, что для него это мероприятие совершенно невыгодно. А вот переход из Ликуда и Мафдаля налево легок и выгоден, да еще и создает перешедшему репутацию мученика. Например, рав Йоэль Бин-Нун, который приходит в синагогу в Офре в сопровождении телохранителей. Возожно ли, чтобы киббуцник присоединился к правой партии, оплевал своих товарищей, и продолжал жить среди них, как будто ничего не произошло? Для левых это абсолютно неприемлемо, поэтому им очень легко представить перебежчика “справа“ как местного героя, страдающего за свои “убеждения“.
Обычному человеку чтобы оценить такую комбинацию потребуется приведенное выше длинное логическое умозаключение. Обычному, но не Бургу. Он, конечно, не отличник, не имеет никакого академического образования и никогда не выполнял никакой реальной работы, кроме чисто политических интриг. Но такого рода возможности он оценивает мгновенно.
Итак, предательство ради выгоды – это первая причина того, что носящий кипу Бург оказался в Аводе.
Теперь о второй причине. Пора обьяснить нечто гораздо более важное – зачем партии Авода нужен Бург. Ведь, если прислушаться к голосам левых, заметно, что и они правильно оценивают этого человека. Зачем же они хотят поставить во главе своей партии такое ничтожество?
О том, что в один прекрасный день Авраам Бург станет кандидатом на должность главы правительства от левых, я начал писать в своих статьях и говорить на лекциях два года назад. Причина этому, уверждал я, в том, что израильское общество переживает кризис, который заставит его рано или поздно вспомнить о своей сущности, о самых базисных вопросах.
Главной определяющей ценностью государства Израиль первые 50 лет была безопасность. Память о Катастрофе и желание уклониться от столкновения с основополагающими вопросами сплотили израильское общество вокруг одной только военно-политической мощи и отложили в сторону национальные ценности. Начало следующего пятидесятилетнего периода характеризуется вопросом о еврейском самоопределении. Первые 50 лет руководители Израиля были, как правило, из силовых структур. За главой правительства должно было стоять внушительное (реальное или раздутое) военное прошлое. Во вторые 50 лет израильтянам становится понятно, что для сохранения военно-политической мощи недостаточно большой и сильной армии, недостаточно самолетов F-15, ракет “Хец” и атомных бомб.
Сегодня израильтянам ясно, что без ответа на вопросы ”кто мы?”, ”в чем наша цель? ”, ”что мы делаем здесь, на этом несчастном клочке земли в Восточном Средиземноморье?”, - Израиль просто исчезнет с карты. Не внешний враг угрожает нашей военной мощи, а бегство от ответов на основополагающие вопросы. В такой ситуации преимущество у лидеров, которые производят впечатление способных дать ответы на эти вопросы Лидеры, у которых есть еврейское содержание, от которого убегало израильское общество первые 50 лет.
У левых, естественно, нет таких людей, ведь вся их сущность – именно стирание еврейского самоопределения, уничтожение всего, что характеризует израильское общество как общество еврейское. И понятно, что когда правила игры изменяются и именно еврейское самоопределение становится козырной картой – левые остаются безоружными.
Но в одном левые однозначно опережают правых – в обостренном чутье того, что происходит в израильском обществе. Сегодня лидеры типа Бурга («национальные по форме, социалистические по содержанию») становятся бесценным достоянием. Левые избирают эту «кипу в аренду» своим главой, причем им совершенно не важно, что под кипой скрывается.
На первый взгляд, в гонке за место главы правительства шансы Бурга нулевые. Но история учит нас, что в Израиле возможно все. Не оппозиция добивается власти, а коалиция ее теряет. В ”воздушной яме”, в которую провалился Израиль, на определенной стадии разваливается любое правительство. И вот тут левые предложат израильтянам ”кипу в аренду” …

Перевод Гилеля Бродского
11.2001

Перевод предоставлен редакцией интернетовской страницы: http://www.manhigut.org/russian


 
  
TopList
Дизайн: © Studio Har Moria