Эллисон Каплан-Зоммер

Моше Фейглин: все в одном флаконе

На израильских выборах такое уже бывало. И не раз. Небольшая партия, но находящаяся в нужном месте в нужное время, вдруг становится необходимой для тех, кто устал от надоевшего статус-кво. И, если два последних опроса верно указывают тенденцию, то 9 апреля протестное голосование может склониться в пользу партии «Зеут» с Моше Фейглиным – чья платформа представляет собой причудливую смесь разнородных элементов, варьирующих от нестандартных до экстремистских.

Ключ к загадке Фейглина, способного привлечь израильтян, которые обычно не отождествляют себя с его ультраправой политической ориентацией, это - легализация марихуаны. И здесь он извлекает для себя и «Зеут» выгоду из исчезновения еще одного фаворита протестного голосования – хипстерской партии «Зеленый листик»: последняя участвовала несколько раз в выборах, начиная с 1999 года, но так и не смогла преодолеть электоральный барьер, а недавно заявила, что на сей раз баллотироваться не будет.

Судя по всему, поклонников и ценителей марихуаны воодушевила декларируемая позиция «Зеут», по которой эта сорная трава «вызывает не большее привыкание, чем другие легальные вещества, которые никому не вредят». И если бы «Зеут» пришел к власти, то «создал бы правовую инфраструктуру для потребления марихуаны и торговли ей, аналогичную той, - с ограничениями, - что существует в торговле алкоголем».

Впрочем, «Зеут» - маловероятный преемник движения «Зеленый листик», выступавшего за легализацию марихуаны. Эта партия была основана в 2015 году Моше Фейглиным, бывшим заместителем парламентского спикера и, образно выражаясь, давним «бревном в глазу» премьер-министра Биньямина Нетаниягу, который сумел выдавить Фейглина из партийного списка «Ликуда» в том же году вместе с его экстремистским поселенческим крылом.

Создавая «Зеут», Фейглин объединил либертарианские, экстремальные настроения свободного рынка с идеей религиозного поселенца: концепция, которую можно назвать «библейским Диким Западом на Ближнем Востоке». Эта концепция подразумевает, что государство не должно использовать свою власть для «навязывания ценностей, взглядов и образа жизни - обществу и людям, которые его составляют».

По Фейглину, правительство должно быть сокращено до минимума, введен единый налог, как того требует классический либертарианский стиль. И, хотя лидер «Зеут» терпеть не может раздутый кабинет министров, он верит в одного бесстрашного лидера – в Бога.

Недавно запущенная платформа «Зеут» начинается с декларации, что «невозможно решить, казалось бы, простые и практические проблемы Государства Израиль без руководства, которое верит в Бога Израиля и обращается к Нему».

Нетрадиционная смесь Фейглина из различных установок тщательно продумана и выложена в интернете: то, чего не хватает крупным израильским партиям – изящно представленная, подробная платформа с изложением взглядов и позиций, дополненная пояснительными видеороликами на иврите и английском языке.

Даже быстрый обзор заявленных намерений «Зеут» показывает: хотя израильские эксперты, шутя, и разглагольствуют на тему того, что курят лидеры партии, в случае успеха последствия от реализации указанных намерений могут быть весьма серьезными, если не трагическими.

К таковому относится, к примеру, «принятие единого государственного решения по поводу еврейской Храмовой горы» (которую мусульмане называют «Харам аш-Шариф», изображая ее с мечетью "Аль-Акса" и Куполом Скалы).

Лидер «Зеут» выражает уверенность, что когда израильтяне «усвоят свою истинную идентичность и перестанут считать себя оккупирующей силой в своей собственной стране, остальной мир оставит конфликт в покое и примет наш правовой суверенитет».

Если «Зеут» войдет в Кнессет и будет верен своему курсу, то соглашения в Осло будут «аннулированы», а «правовая ситуация восстановится до статуса, существовавшего до Осло».

Затем Фейглин предложит три варианта «нееврейским жителям Иудеи и Самарии».

Первый – покинуть этот регион или, как выразился «Зеут», Израиль «позволит тем, кто в этом заинтересован, продать свою собственность, и поможет им эмигрировать к месту назначения по своему собственному выбору».

Второй вариант: палестинцы, желающие «остаться и открыто заявить о своей лояльности», получат статус постоянных жителей еврейского государства. Все их личные права и права собственности должны быть сохранены таким же образом, как в других западных странах (как это делают Соединенные Штаты с жителями Самоа, Виргинских островов и Пуэрто-Рико).

Третий вариант предлагает палестинцам израильское гражданство, но только «тем, кто желает быть лояльными гражданами и служить в армии (как, к примеру, друзы); эта категория людей получит гражданство «после длительного и тщательного изучения».

Наиболее потенциально привлекательная - и сложная, с точки зрения логистики - часть программы Фейглина связана с Иерусалимом. Его партия выступает за перемещение всего правительственного комплекса из западной части города на восток, помещая Кнессет и Верховный суд в «Старый город в районах, прилегающих к Храмовой горе». То есть, в тех районах, которые «Зеут» называет «бьющимся сердцем всего народа».

Программа «Зеут» разнообразна и многолика, и порой парадоксальна – от призыва прекратить американскую помощь Израилю, поскольку она усугубляет зависимость нашей страны от Америки, которая затем получает законное право вмешиваться в вопросы израильской безопасности, - до перехода Армии обороны Израиля на профессиональные рельсы.

Кстати, образовательная часть программы Фейглина также необычна: лидер «Зеут» предлагает искоренить систему государственных школ и заменить ее системой ваучеров, с помощью которых будет финансироваться обучение детей в частных независимых школах.

И, наконец, демонстрируя либертарианское мышление, «Зеут» выступает за то, чтобы правительство вообще не касалось заключения брачных союзов. Если официальные браки под эгидой раввината будут отменены, говорится в программе «Зеут», то каждая пара сможет вступать в брак по своему усмотрению, прибегая к той церемонии, которую она выберет, и тем способом, который ей подходит».

Как считает партия Фейглина, это положит конец «публичным дебатам по поводу признания правительством однополых браков», и «свобода граждан в выборе того, как именно вступать в брак, будет сохранена».

Перевод – Детали

«ХаАрец», 3.2019

Другие статьи Фейглина и Фейглине






    Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria